Рейтинг регионов по количеству зарегистрированных sim-карт на 1000 чел. населения
Рейтинг регионов по абсолютному количеству зарегистрированных sim-карт
Сопоставление и совмещение двух рейтингов дает возможность выделить тенденции на рынке мобильной связи в каждом регионе и каждом федеральном округе. Фиксирование состояния рынка в ключевых "точках бифуркации" (в 10 наиболее развитых регионах), как временных, так и территориальных, позволяет судить о тенденциях в отрасли в целом. Итак, несколько слов о наиболее интересных результатах, которые показаны в рейтинге.
Наиболее крупными рынками услуг сотовой связи на территории Российской Федерации (по количеству абонентов) являются Москва и Московская область, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область. В Москве и Московской области проникновение услуг сотовой связи по состоянию на 2010 год составляет более 240% (в 2009—м — 190,7%). В Москве и Московской области насчитывается 42 млн. абонентов всех операторов. Проникновение услуг сотовой связи в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 2010 году составило 231% (в 2009—м 186,8%), а общее количество абонентов — 14,4 млн.
Количество SIM-карт на 1000 человек населения

Самые значимые региональные рынки (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) — рынки Краснодарского края (проникновение 187%), Башкирии (162%), Татарстана (174%), Челябинской (185%), Свердловской (162%) и Ростовской областей (151%). В этих регионах количество абонентов превышает 6 млн. Еще в трех регионах численность абонентов сотовой связи превышает 5 млн. — это Красноярский край (188%), Нижегородская (173,6%) и Самарская области (176,3%).
По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, объем услуг связи в 2010 году составил 1,353 трлн. рублей (прирост по сравнению с аналогичным показателем 2009 года — 1,7%). Положительную динамику рынка обеспечили мобильные операторы, доля которых в общем объеме услуг связи составляет 44%. Объем оказанных услуг подвижной связи в России по итогам 2010 года увеличился на 3,1% до 593,8 млрд. рублей.
Второй по величине сегмент рынка — передача данных — также показал позитивную динамику: в этом секторе доходы от оказания услуг возросли на 2,4% до 185,4 млрд. рублей. Сегмент проводной междугородной, международной и местной телефонии, напротив, просел на 3,1%, сократившись до 187,7 млрд. рублей. Сильнее других в 2010 году пострадали услуги телерадиовещания и спутниковой связи: объем сократился на 6,5% до 59,8 млрд. рублей.
Количество стационарных телефонных аппаратов в стране за год уменьшилось на 2,2% до 44,8 млн. штук; таксофонов — на 0,8% до 186,4 тысяч штук. В то же время число абонентских устройств подвижной радиотелефонной связи (количество мобильных телефонов) в 2010 году выросло к аналогичному периоду прошлого года на 3,1% до 237,7млн. штук.
Число активных абонентов мобильной связи (активных SIM-карт), по оценкам иностранных аналитических агентств, составило 219,5 млн. штук. Таким образом, прирост по сравнению с 2009 годом составил 5,6%, а уровень проникновения достиг 155%. Общее число абонентов сотовой связи, подсчитанное по количеству активированных SIM-карт, увеличилось на 9,9% и составило 253,4 млн. При таком варианте расчета уровень проникновения составляет уже 167,3%. Три крупнейших оператора — "ВымпелКом", МТС и "МегаФон" занимают более 80% рынка. Оставшуюся долю занимают несколько десятков региональных телекоммуникационных компаний, работающих в различных стандартах сотовой связи.
Число абонентов, подписанных на услуги широкополосного доступа, достигло по итогам 2010 года 16 млн. домохозяйств, включая индивидуальные подключения через широкополосные USB-модемы. Это на четверть больше чем в 2009-году.
Методологическая записка
При анализе данных по продажам SIM-карт сотовыми операторами (зарегистрированные абонентские устройства) в 2002-2009 гг.1 проведена оценка динамики роста продаж SIM-карт по каждому субъекту Российской Федерации. Объектом выступали все зарегистрированные SIM-карты. Таким образом, не выделяются активные и пассивные SIM-карты, в анализе участвует весь массив данных. Оценка количества активных и пассивных SIM-карт может быть только субъективной, поскольку операторы сотовой связи не предоставляют соответствующие данные.
Все значения продаж SIM-карт в каждом регионе хорошо описываются простой линейной регрессией (регрессия — это статистический метод, позволяющий найти уравнение, которое наилучшим образом описывает множество данных). Это означает, что кривая продаж в 2006-2009 гг. имеет относительно постоянные темпы и она положительна. Линейная регрессия позволяет спрогнозировать объем продаж SIM-карт в 2010 г. по каждому региону в 2010 г., а также оценить и отранжировать уровень проникновения сотовой связи (количество SIM-карт на 1000 жителей региона) — Таблицы 1 и 2.
В случае медленной динамики или динамики с постоянным приростом значений использование регрессии для прогнозирования часто оказывается достаточным. Но этот способ сразу же теряет точность при быстром росте значений. При подготовке данного рейтинга мы ограничили массив данных периодом 2006-2009 гг., т.е. выбран период, в котором динамика прироста обоих рейтингуемых показателей (Таблица 1 и 2) по большинству регионов является небольшим и постоянным.
____________
1 Данные предоставлены Федеральной службой государственной статистики
Зоны покрытия сотовых операторов по регионам РФ
25 регионов с самыми низкими темпами прироста количества sim-карт на 1000 чел. в 2010 г. (к 2009 г.)
25 регионов с наиболее высокими темпами среднегодового прироста количества sim-карт в 2007–2010 гг.
25 регионов с наиболее высокими темпами среднегодового прироста количества sim-карт в 2007–2010 гг.
25 регионов с наиболее высокими темпами среднегодового прироста количества sim-карт в 2007–2010 гг.
25 регионов с самыми низкими темпами прироста количества sim-карт в 2010 г. (к 2009 г.)
25 регионов с самыми низкими темпами среднегодового прироста количества sim-карт в 2007–2010 гг.











Комментарии