Скачать рейтинг российских банков по затратам на телекоммуникации и IT-технологии в 2012 году
• Суммарные затраты 200 крупнейших российских банков на телекоммуникации и информационные технологии в 2012 году составили 40,602 млрд рублей, что на 39,1% выше 2011 года
• "Сбербанк" и банк "ВТБ 24" сохранили лидирующие позиции — их затраты на телекоммуникации и информационные технологии: 17,054 млрд рублей и 1,615 млрд рублей соответственно (прирост — 82,85% и 34,42%)
• Тop-10 банков по объему расходов на телекоммуникации и информационные технологии – "Сбербанк", "ВТБ 24", "Хоум Кредит Финанс Банк", "КИВИ-Банк", "Юникредит банк", "Альфа-Банк", "Ситибанк", "ОТП-банк", "Россельхозбанк" и "Газпромбанк" – составляют 61,8% (25,127 млрд руб.) общих затрат рейтинга
• 75% банков увеличили расходы на телекоммуникации и информационные технологии. Средняя доля расходов в общих организационных и управленческих затратах составляет 14% (в 2011 году – 11,28%)
• Банки рейтинга разделены на 4 группы: в группу Alfa входят 2 банка с общими затратами 18,67 млрд руб., в группу Beta входят 13 банков ( 9,285 млрд руб.), в группу Gamma – 37 банков (7,169 млрд руб.), в группу Delta – 148 банков с суммарными затратами 5,477 млрд руб.
• Лучшую динамику по приросту затрат на телекоммуникации и информационные технологии показала группа Alfa – прирост на 77,32% (прежде всего за счет "Сбербанка"). Затем — группа Beta (19,68%), группа Gamma (11,79%) и в заключение — группа Delta (14,21%).
Рейтинг 200 крупнейших банков по затратам на телекоммуникации и информационные технологии выполнен на основе анализа данных по всем 940 кредитным учреждениям России. Таким образом, в отличие от рейтинга предыдущего года, в котором мы оценивали только 100 банков, текущий проект более полно и точно отражает динамику расходов банковского сектора на телекоммуникации и IT. В орбиту исследования вовлечены не только лидирующие по активам и собственному капиталу банки, но и те финансовые организации, которые закладывают в бюджеты достаточно большие средства на построение IT-архитектуры и телекоммуникационной системы своего бизнеса, но не являются лидерами собственно на банковском рынке.
Cфокусируем внимание на итоговых данных, показывающих динамику расходов банковского сектора на телекоммуникации и информационные технологии в 2012 году. Суммарные затраты 200 банков в 2012 году составили 40,602 млрд рублей, что на 39,1% выше показателей 2011 года. При этом общий объем затрат в российском банковском секторе по этим статьям составляют не более 42 млрд рублей.
Банки рейтинга вновь распределены на 4 группы. В группу Alfa входят 2 банка, которые потратили 18,67 млрд руб., в группу Beta входят 13 банков с расходами 9,285 млрд руб., в группу Gamma – 37 банков расходами в 7,169 млрд руб., и, наконец, в группу Delta попали 148 банков с суммарными затратами 5,477 млрд руб. Десять первых в рейтинге банков формируют 61,8% (25,127 млрд руб.) общих затрат на рынке банковских телекоммуникаций и информационных технологий.
В группу Alfa включены кредитные учреждения, затраты на телеком и IT в которых превышают 1 млрд рублей в 2011 году. "Сбербанк" и "ВТБ 24" сохранили лидирующие позиции. Их расходы, соответственно, составили 17,054 млрд рублей и 1,615 млрд рублей (прирост — 82,85% и 34,42%). По итогам 2013 года при сохранении мощной динамики рынка ожидается, что группа Alfa пополнится двумя или тремя новыми участниками.
В группу Beta входят банки, расходующие в год на телекоммуникации и IT от 500 млн до 1 млрд рублей. Группа представлена крупными по размерам активов банками, начиная от "Хоум Кредит Финанс Банка" (расходы – 954,1 млн рублей) и "Юникредит Банка" (877,8 млн), заканчивая "ТКС-Банком" (528,9 млн) и банком "Русский стандарт" (511,1 млн рублей). Это кредитные учреждения, входящие в список крупнейших банков страны, вкладывающие ежегодно около миллиарда рублей в промышленные автоматизированные банковские системы (АБС), имеющие полный набор функциональности для обслуживания корпоративных клиентов, централизованные АБС для учета розничных операций, внутрибанковские платежные системы, корпоративные хранилища данных с системами построения отчетности класса Business Intelligence, интернет-порталы с системами удаленного банковского обслуживания клиентов, контакт-центр с системами CRM, системы моделирования и оптимизации бизнес-процессов, системы управления портфелями проектов и многое другое. Информационные системы строятся на базе как российских, так и зарубежных автоматизированных систем и решений.
В банках продолжают активно развиваются корпоративные телекоммуникационные сети на базе технологий IP-VPN и выделенных каналов, позволяющие обеспечивать документооборот, обслуживание банковских карт, осуществление оперативного контроля за филиальной сетью.
В группе Beta выделяется "КИВИ-Банк", активы которого относительно невелики, но его специфика деятельности — расчетные сервисы платежным системам и банкам — обуславливает крупные затраты на обеспечение информационными технологиями и их динамичный рост — в 898,9 млн рублей в 2012 году (прирост на 75,7%).
В составе Группы Gamma – 37 банков, расходы которых не превышают 500 млн руб., но не ниже 100 млн. Среди лидеров здесь — "Транскредитбанк" (456,1 млн руб.), "ВТБ" (448,7 млн руб.) и "Ренессанс Кредит" (337,7 млн руб.), а замыкают группу банки "Нордеа Банк" (108,1 млн), БНП-Париба (101,3 млн) и Банк "Санкт-Петербург" (101 млн рублей). Банки регулярно проводят модернизацию вычислительного и сетевого оборудования для улучшения его производительности и отказоустойчивости. Производится внедрение технологий, позволяющих проводить интеграцию с информационными ресурсами государственных структур (Налоговые органы, Бюро кредитных историй, Пенсионные фонды и т.п.) и различных платёжных систем. Вводятся системы обеспечения информационной безопасности, направленные на проактивное управление рисками согласно стандартам ЦБ РФ.
Наиболее многочисленная группа Delta представлена 148 банками (затраты в отчетном году на IT не превысили 100 млн рублей). Но в группу включены и такие крупные кредитные учреждения, входящие в топ-100 банков по активам, как банк "Ак Барс" (93,3 млн рублей), "Зенит" (84,5 млн), "Авангард" (75,1 млн), "Московский кредитный банк" (52,7 млн рублей) и ряд других. При этом, как можно видеть, затраты на IT именно этих банков на протяжении трех последних лет остаются незначительными.
В 2012 году наилучшая динамика по увеличению расходов на телекоммуникации и информационные технологии оказалась в группе "А", – прирост на 77,3% (прежде всего, благодаря "Сбербанку"). Группа "В" продемонстрировала прирост на 19,7%, группа "C" — на 11,8%, а группа "D" — 14,2%. Среди списка кредитных учреждений 153 организации показали рост затрат на телекоммуникации и информационные технологии. При этом средняя доля затрат в общих организационных затратах банка составляет 14% (в 2011 году – 11,28%).
Рост затрат банков по статьям телекоммуникации и информационные технологии сохранится в текущем году на таком же уровне — в пределах 35-40%. Причины лежат в нескольких плоскостях. Во-первых, — задействование ресурсов крупных банков, пока не уделявших пристальное внимание активизации формирования IT- и телекоммуникационной инфраструктуры. Во-вторых, — продолжение расширения функциональности и надежности ИТ-ландшафта крупных банков. В-третьих, — необходимость повышения эффективности работы банка, в том числе за счет упоминавшихся аналитических систем и BI, возможностей мобильных коммуникаций, технологий централизации front- и back-офисных функций, электронного документооборота, управления банковским продуктовым рядом. Так, массовое использование смартфонов клиентами банков уже привело к тому, что чуть ли не каждый банк и производитель систем дистанционного банковского обслуживания имеет решения для проведения расчетов на операционных системах Android и Windows Phone. Также влияние на рост расходов банков по-прежнему будет оказывать трансформация требований регулирующих и надзорных органов к деятельности и к отчетности банков.
Увеличение расходов банков на информационные технологии — мера вынужденная. С одной стороны, это нужно для получения конкурентных преимуществ, появляющихся при расширении спектра услуг банка (имеющиеся банковские продукты увеличить ее уже не могут, а прибыль получать нужно). С другой стороны, увеличение расходов на IT должно быть с лихвой компенсировано снижением других расходов банка (операционные, материальные, транспортные, командировочные затраты и т.п.). Таким образом, растущие расходы на информационные технологии свидетельствуют скорее об обостряющейся борьбе в банковском секторе — банки делают ставку на информационные технологии для обеспечения своего выживания.
Методика рейтинга
Рейтинг банков по объемам затрат на телекоммуникации и информационные технологии и системы в 2012 г. подготовлен на основе данных Отчета о прибылях и убытках (форма 102) за 2012 г., 2011 г. и 2010 г. банков России. Отчет о прибылях и убытках (форма 102) учитывает расходы на услуги связи, телекоммуникации и информационные системы (символ 26406) в подразделе "Организационные и управленческие расходы" Раздела 6 "Расходы, связанные с обеспечением деятельности кредитной организации". Сумма расходов на услуги связи, телекоммуникации и информационные системы (символ 26406) принята без разделения операций в рублях и иностранной валюте. Данные по доле расходов на услуги связи, телекоммуникации и информационные системы (символ 26406) в структуре Организационных и управленческих расходов приведены справочно. Источником информации для подготовки рейтинга являются данные, размещенные на сайте ЦБ РФ, включающий сведения по кредитным организациям, давшим согласие на раскрытие информации.











Комментарии