appstoreappstore

справочник

Ситников Сергей Губернатор Костромской области, экс-глава Роскомнадзора

и ещё:

ГлавнаяРейтинги

06 февраля 2012

Топ-100 банков по затратам на телекоммуникации и ИТ-технологии в 2011 году

Российский банковский сектор имеет наиболее высокие показатели ИТ-автоматизации бизнеса среди всех отраслей экономики страны. Аналитической группой ТАСС-Телеком подготовлен таргетированный рейтинг крупнейших российских банков по объемам затрат на телекоммуникации и информационные технологии и системы по итогам 2011 года с учетом динамики к 2010 году.

Топ-100 российсаких банков по объемам расходов на услуги связи, телекоммуникации и информационные технологии и системы в 2011 году

Скачать Рейтинг банков по затратам на телекоммуникации и ИТ-технологии в 2011 году в PDF

 

  • Совокупные затраты 100 крупнейших банков на телекоммуникации и информационные технологии и системы в 2011 году составили 25,679 млрд рублей, что на 16,7% выше показателей 2010 года. 
  • Сбербанк и ВТБ 24 потратили на телекоммуникации и информационные технологии более 1 млрд рублей: 9,327 млрд рублей и 1,202 млрд рублей соответственно. 
  • В тoп-10 банков по уровню затрат на телекоммуникации и информационные технологии вошли Сбербанк, ВТБ 24, Хоум Кредит Финанс Банк, Альфа-Банк, Юникредит Банк, Райффайзенбанк, ОТП-банк, Ситибанк и Росбанк. Их расходы на ИКТ составляют 61,2% суммарных затрат рейтинга.
  • У 77 банков из анализируемых 100 затраты на телекоммуникации и информационные технологии выросли. Средний темп прироста составил 22,6%. 
  • По итогам 2011 года банки представленного рейтинга делятся на 4 группы: в группу "А" входят 2 банка с общими затратами на телекоммуникации и информационные технологии 10,5 млрд рублей, в группу "В" входят 10 банков с общими затратами 6,2 млрд рублей, в группу "С" – 32 банка общими затратами 6,3 млрд рублей, в группу "D" – 56 банков с суммарными затратами 2,6 млрд рублей. 
  • Активнее других увеличивали расходы на ИТ-инфраструктуру и софт для обеспечения своей деятельности Связной Банк (прирост затрат на 456,8% до 107 млн рублей) и банк "Россия" (на 97,7% до 104 млн рублей).

 

Выделенные в представленном рейтинге 100 банков условно делятся на 4 группы. В группу "А" входят банки, чьи затраты на телекоммуникации и информационные технологии в 2011 году превышают 1 млрд рублей. Таких банков лишь два – Сбербанк России (затраты – 9,327 млрд рублей) и ВТБ 24 (1,202 млрд рублей). Они входят в десятку крупнейших (по активам, по собственному капиталу и большинству других показателей) финансовых учреждений банковского сектора страны. Особенность Сбербанка и ВТБ 24 заключается в построении, внедрении и обслуживании несравнимо более масштабных по производительности и функциональному спектру информационных автоматизированных систем, позволяющих осуществлять большое количество банковских операций и процедур фактически одновременно по всей филиальной сети. Так, Сбербанк обладает собственными квалифицированными ИТ-подразделениями, выполняющими весь спектр работ по программированию и ведению ритейлового направления Сбербанка.

В группу "В" вошли банки, расходующие в год на телекоммуникации и ИТ от 500 млн до 1 млрд рублей. В этой группе находятся 10 банков (в предыдущем году таких банков было 7) – Хоум Кредит Финанс Банк (расходы – 758,5 млн рублей), Альфа-Банк (725,9 млн), Юникредит Банк (701,7 млн), Райффайзенбанк (630,5 млн), Россельхозбанк (629,1 млн), ОТП Банк (594,5 млн), Ситибанк (590,6 млн), Росбанк (550 млн), Газпромбанк (538,4 млн) и банк "Русский стандарт" (530,1 млн рублей). В этой группе достаточно крупные банки, входящие в 40 крупнейших банков страны, деятельность которых также зависит от постоянной оптимизации банковской ИТ-инфраструктуры и программного обеспечения.

В состав группы "С" вошли банки, чьи расходы на ИКТ в 2011 году составили от 100 до 500 млн рублей – итого 32 учреждения (в 2010 году – 27 банков). В этой группе лидерами по расходам на ИТ стали "Дойче банк" (448,9 млн рублей) и банк "ВТБ" (430,3 млн), а замыкают группу банк "Россия" (100,4 млн) и "Москомприватбанк" (100,9 млн рублей).

Группа "D" является самой многочисленной, в ней 56 банков, при этом в 2010 году в группу "D" входили 63 финансовых учреждения. В совокупных затратах банков рейтинга доля группы "А" – 41% (10 529 млн рублей), группы "В" – 24,3% (6 249 млн), группы "С" – 24,5% (6,299 млн) и группы "D" (2,997 млн рублей) – 10,1%. В 2011 году лучшую динамику по затратам показали банки, входящие в группу "В", – здесь наблюдался рост на 39,4% (к 2010 году). Банки группы "D" продемонстрировали сокращение расходов на телекоммуникации и информационные технологии: снижение составило 13,2%.

В целом совокупные затраты 100 крупнейших банков на телекоммуникации и информационные технологии и системы в 2011 году составили 25,679 млрд рублей, что на 16,7% выше показателей 2010 года. Из всех 100 банков рейтинга 77 банков увеличили затраты на телекоммуникации и информационные технологии. Доля этих 77 банков в общих затратах всего рейтинга превышает 89%, при этом их средний темп прироста составил 22,6%.

Усредненная доля расходов на телекоммуникации и ИТ всех 100 банков рейтинга в структуре организационных и управленческих затрат в 2011 году составила 12,4% . По отношению к 2010 году она снизилась несущественно, на 1% (ранее показатель составлял 13,4%).

Увеличение расходов банковского сектора на информационные технологии и системы продолжится по трем основным причинам.

Первая – перманентная трансформация требований регулирующих и надзорных органов к деятельности и к отчетности банковской системы (ЦБ РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, Росфинмониторинг).

Вторая причина – рост активов крупных банков за счет приобретения мелких и средних финансово-кредитных организаций (консолидация банковской системы). После слияния банков необходима установка принятой в головной организации банковской системы анализа и учета, что, как правило, сопряжено с повышением уровня ИТ-инфраструктуры.

Третий фактор – расширение функциональности банков для обслуживания клиентов (например, повышение уровня системы интернет-банкинга), выход на новые сегменты рынка (банковский ритейл, расширение банкоматной сети, построение контакт-CRM-центров), а также повышение мощностей и производительности серверов (основные поставщики на банковском рынке – HP и Sun Microsystems), баз данных (Oracle и Microsoft) и офисной компьютерной техники.

Банки стали более рационально подходить к выбору ИТ-решений, исходя из планирования развития определенных направлений банковского рынка. Кроме того, повысились требования банков к производительности внедряемой ИТ-инфраструктуры, автоматизированных банковских систем и технологий, к их гибкости и т.д.

Сейчас отечественные разработчики банковского ПО стали лидерами в сравнении с зарубежными поставщиками ИТ-продуктов. Значимых игроков на российском рынке поставщиков ИТ-решений для банков не более десяти. Безусловный лидер – это компания "Центр финансовых технологий" (www.cft.ru). Компания обслуживает около 100 банков, объем собственного капитала которых составляет 40% всего банковского капитала страны. Затем следуют компании "Диасофт" (www.diasoft.ru, доля компании на рынке оценивается в 20-22%) и "R-Style Soflab" (www.softlab.ru, доля составляет 15-18%).

Основные причины доминирования российских банковских ИТ-разработчиков, – специфика требований регуляторов к банковской деятельности и отчетности, высокая адаптивность продуктов к изменению требований ЦБ РФ, экспансия и активность российских поставщиков решений для банков, высокий уровень функционального исполнения продуктов.

Сегодня банки делают ставку не столько на массовость, сколько на формирование более качественного портфеля заемщиков. В связи с этим наблюдается рост числа заказов финансово-кредитных учреждений, в особенности ритейловых, на фронт-офисные и скоринговые системы, системы для мониторинга кредитного портфеля, а также коллектинга. Банки стремятся развивать сервисы, которые позволяют зарабатывать безрисковый комиссионный доход (денежные переводы, различные карточные проекты и пр.).

Дистанционное банковское обслуживание, спрос на которое также растет, позволяет банкам расширить клиентские сервисы и заметно снизить операционные затраты на обслуживание клиентов. В перспективе сохранится спрос на аналитические и централизованные банковские системы, на основе которых принимаются взвешенные низкорисковые управленческие решения, причем как на стратегическом, так и на оперативном уровне.

Топ-30 российских банков с наибольшей долей расходов ИКТ в общем объеме организационных и управленческих расходов в 2011 году

Топ-30 российских банков по приросту объемов расходов на ИКТ в 2011 году

Топ-30 российских банков по приросту доли расходов на ИКТ в общем объеме организационных и управленческих расходов в 2011 году

Комментарии

↑ наверх