Скачать рейтинг "100 крупнейших телеком-компаний мира: итоги 2012 года"
- Глобальная выручка ведущих телекоммуникационных компаний в 2012 году составила $1,861 трлн, увеличившись за год только на 3,5% (в 2011 году доходы компаний возросли на 9,5%)
- Крупнейшие телеком-компании мира сохранили свои позиции: на пером месте — японская NTT Group ($134,1 млрд), далее — американские AT&T ($127,4 млрд) и Verizone ($115,8 млрд). Испанская группа Telefónica ($80,1 млрд) уступила 4-ю строчку China Mobile ($88,9 млрд)
- 10 ведущих телеком-компаний формируют 46,7% доходов глобальной отрасли и обслуживают свыше 2,884 млрд пользователей
- Пользовательская база телекоммуникационных услуг во всем мире возросла на 7,21% и составляет почти 8,6 млрд пользователей (из них 85% — абоненты мобильной связи)1
- Суммарная чистая прибыль компаний рейтинга снизилась на 6,7% (годом ранее снижение составило 14,7%). Самыми прибыльными телеком-компаниями являются китайская China Mobile (20,5 млрд руб.) и американские AT&T ($7,5 млрд) и Verizone ($10,55 млрд)
- Самый высокий показатель рентабельности2 отмечается у американских компаний Virgin Media (69,6%) и U.S. Cellular (26,7%), канадского сотового оператора Rogers Communications (38,7%)
- Компании с максимальным значением производительности труда — японские мобильные операторы KDDI ($2,262 млн на 1 сотрудника) и Softbank Mobile ($1,721 млн), а также американский ТВ-оператор Directv ($1,982 млн на 1 сотрудника)
- В 100 ведущих телеком-компаниях мира занято более 4,3 млн сотрудников. Крупнейшие работодатели — China Telecom (305,6 тыс. чел.), AT&T (241,8 тыс.), Deutsche Telekom (232 тыс.), NTT Group (226,7 тыс.) и China Unicom (218,6 тыс.)
- В рейтинге представлены российские телеком-компании: VimpelCom (21 место с выручкой $23,061 млрд), МТС (38 место, $12,435 млрд), "Ростелеком" (39 место, $10,929 млрд) и "МегаФон" (46 место, $8,773 млрд). Их доля — 5,6% в общей пользовательской базе рейтинга (487 млн абонентов) и 2,9% в суммарной выручке телеком-операторов мира ($55 млрд)
В мировом телекоммуникационном секторе продолжается фаза роста. Однако в 2012 году тенденции резкого увеличения объемов потребления телеком-услуг в мире преломились. Доходы глобальной телеком-отрасли ежегодно увеличивались на 7–9% в основном благодаря развивающимся рынкам Китая, Индии, Малайзии, Филиппин, Бразилии, Аргентины, Чили и других стран, во-первых, имеющих растущее население, во-вторых, все еще не достигших достаточного уровня проникновения всего спектра телекоммуникационных услуг. В целом эти позитивные тенденции роста в макрорегионах азиатско-тихоокеанского и южно-американского направления сохранились. В свою очередь, ожидаемая экономическая рецессия, прежде всего в европейских странах, а также в Канаде и США, в странах Ближнего Востока и Африки, негативно отразилась на операционной работе таких крупных телеком-компаний, как испанская Telefónica (снижение выручки на 8,3%), немецкая Deutsche Telekom (–7,6%), британская Vodafone (–5,3%) и BT Group (–6,5%), французские Orange (–9,3%) и Vivendi (–7%), итальянская Telecom Italia (–9,1%), голландская KPN (–10,1%).
В результате глобальная выручка ведущих телекоммуникационных компаний в 2012 году составила $1,861 трлн, увеличившись за год только на 3,5% (для сравнения: в 2011 году доходы компаний возросли на 9,5%, а перечисленные компании показали в основном рост доходов). Отметим, что в целом мировой телекоммуникационный рынок мы оцениваем в 2012 году в объеме $2,4–2,5 трлн. Пользовательская база телекоммуникационных холдингов и компаний увеличилась только на 7,21% (годом ранее на 12,5%) и составляет сегодня почти 8,6 млрд пользователей (из них более 85% — мобильные абоненты).
Крупнейшие телеком-компании мира сохранили свои позиции: в тройке лидеров — японская NTT Group ($134,1 млрд) и американские AT&T ($127,4 млрд) и Verizone ($115,8 млрд). Испанская группа Telefónica ($80,1 млрд) уступила четвертую позицию китайской China Mobile ($88,9 млрд). Концентрация телеком-отрасли относительно высока: двадцать ведущих телеком-компаний формируют 66,5% доходов сектора и обслуживают свыше 4,275 млрд пользователей.
Пользовательская база телекоммуникационных услуг во всем мире возросла на 7,21% и составляет почти 8,6 млрд пользователей (из них 85% — абоненты мобильной связи). Совокупная прибыль телеком-компаний сократилась на 6,7% (годом ранее снижение составило 14,7%). В числе самых прибыльных компаний — китайская China Mobile ($20,5 млрд) и американские AT&T ($7,5 млрд) и Verizon ($10,55 млрд). Максимальный показатель рентабельности отмечается у американских компаний Virgin Media (69,6%) и U.S. Cellular (26,7%), канадского сотового оператора Rogers Communications (38,7%). В среднем по рейтингу рентабельность телеком-отрасли составила 7,82% (в 2011 году — 8,65%).
Главным стимулятором расширения глобального телекоммуникационного рынка по-прежнему является сегмент мобильной связи и мобильных услуг передачи данных (см. "75 крупнейших мобильных операторов мира в 2012 г."). Несмотря на экономическую рецессию, мобильная связь будет находиться в стадии роста в течение ближайших пяти лет.
Телеком-компании, предоставляющие услуги фиксированной голосовой связи (fixed, wireline), сохраняют негативные прогнозы к снижению количества соединений, минут соединений, объема абонентской базы фиксированного типа. Люди перестают пользоваться фиксированной связью, предпочитая альтернативные виды связи: мобильные соединения, VoIP-телефонию или связь через интернет. Так, количество абонентов в AT&T (США) снизилось до 18,614 млн в 2012 году (а в 2010 г. — 24,195 млн), в Verizon (США) — до 22,5 млн (в 2010 г. — 26 млн). Схожие тренды в европейской части мира: в SwissCom (Швейцария) — с 3,12 млн до 3,013 млн "точек", в BelgaCom (Бельгия) — с 1,82 млн абонентов до 1,799 млн. Выручка компаний от фиксированного сегмента также сохраняет тенденцию к незначительному снижению — на 1–3% ежегодно.
Стагнацию сегмента показывает и крупнейший российский оператор фиксированной связи "Ростелеком": в 2010 году абонентов фиксированной связи насчитывалось 29,4 млн, то сейчас — 27,1 млн. Тем не менее, в течение последних трех лет "Ростелеком" сохраняет лидерство в сегменте фиксированной связи за счет повышения лояльности абонентской базы и сдерживания оттока абонентов. Вместе с тем, учитывая общемировую тенденцию стагнации фиксированного голосового трафика, "Ростелеком" делает ставку на замещение доходов от местной связи продажами в быстрорастущих сегментах широкополосного доступа в интернет, платного телевидения, VPN-сервисов и мобильной передачи данных.
Направление фиксированных соединений остается относительно стабильным источником дохода, но его доля в структуре абонентской базы и, соответственно, в структуре доходов продолжит снижаться.
В телеком-компаниях рейтинга занято более 4,3 млн сотрудников. Крупнейшими работодателями являются China Telecom (305,6 тыс. чел.), AT&T (241,8 тыс.), Deutsche Telekom (232 тыс.), NTT Group (226,7 тыс.) и China Unicom (218,6 тыс. чел.). Компании с максимальным значением производительности труда — японские мобильные операторы KDDI ($2,262 млн на 1 сотрудника) и Softbank Mobile ($1,721 млн), а также американский ТВ-оператор Directv ($1,982 млн на 1 сотрудника).
В заключение отметим, что в рейтинге крупнейших телеком-компаний мира вполне достойно представлены и российские операторы: VimpelCom (21 место, с выручкой $23,061 млрд), MTS (38 место, $12,435 млрд), Rostelecom (39 место, $10,929 млрд) и Megafon (46 место, $8,773 млрд). Их доля — 5,6% в общей пользовательской базе рейтинга (487 млн абонентов) и 2,9% в суммарной выручке телеком-операторов мира ($55 млрд).
Методологическая записка
Рейтинг 100 крупнейших телекоммуникационных компаний мира составлен аналитической службой ТАСС-Телеком на основе данных годовой финансовой отчетности крупнейших телекоммуникационных компаний мира. В качестве основного критерия принимается объем выручки, получаемой от реализации услуг и продуктов телекоммуникационной компании. В случае, когда компания имеет дочерние общества (subsidiaries), предоставляющие услуги мобильной связи (в т.ч. в других странах), в рейтинг включается консолидированная информация по отчетности. Валютой рейтинга является доллар США. Если отчетность компаний публикуется в национальной валюте, производится пересчет в доллары США по среднегодовому курсу соответствующего года соответствующей валюты.
Таблица 2. 20 крупнейших телеком-компаний мира в 2012 г. (по объему доходов)
Таблица 3. 20 крупнейших телекоммуникационных компаний мира по чистой прибыли в 2012 г.
Таблица 5. 20 крупнейших телекоммуникационных компаний мира по объему абонентской базы в 2012 г.
Таблица 6. 20 крупнейших телекоммуникационных компаний мира по рентабельности в 2012 г.











Комментарии