appstoreappstore

справочник

Лысенко Анатолий Генеральный директор Общественного телевидения

и ещё:

ГлавнаяРейтинги

06 июля 2012

Топ-50 крупнейших мобильных операторов мира: итоги 2011 года

ТАСС-Телеком подготовил рейтинг крупнейших мобильных операторов мира по итогам 2011 года. В рейтинге отражена динамика доходов от мобильного сегмента бизнеса компаний, изменение численности абонентов сотовых операторов, ARPU мобильного сегмента и доля сегмента в общей выручке телекоммуникационных компаний.

Топ-50 крупнейших телекоммуникационных компаний мира по объему доходов от мобильного сегмента в 2011 г.

Топ-10 мобильных операторов по числу абонентов в 2011 г.

Скачать рейтинг крупнейших мобильных операторов мира в pdf

  • 61% глобального рынка мобильной связи занимают 10 крупнейших сотовых операторов мира, которые обслуживают в совокупности свыше 2,1 млрд абонентов
  • Крупнейший оператор мобильной связи — китайская компания China Mobile — лидирует как по числу абонентов (650 млн), так и по выручке от мобильного сегмента (78,1 млрд долларов)
  • Доля российских операторов — МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон" — 7,8% в общей абонентской базе рейтинга, 4,2% в суммарной выручке мобильных операторов мира
  • Мировой лидер по приросту абонентской базы и выручки от мобильного сегмента —VimpelCom: благодаря приобретению Wind Telecom Group компания увеличила число абонентов на 120,4% (до 205 млн человек), а выручку от мобильного сегмента — на 91,7% (до 20,1 млрд долларов)
  • Максимальные годовые значения ARPU отмечаются в Японии: в тройке лидеров только японские компании Softbank Mobile - 1025 долларов, au (KDDI) - 922 долларов и NTT DoCoMo - 847 долларов на абонента

В 2011 году на мобильном рынке в мире наблюдался устойчивый рост, продолжающийся на протяжении последних десяти лет. Рост спроса на услуги мобильной связи по-прежнему высок, в особенности в развивающихся странах мира. К основным стимуляторам спроса можно отнести, прежде всего, постоянный поток новых коммуникационных и сервисных возможностей, предоставляемых со стороны операторов связи, активное внедрение ими стандартов передачи данных 3G и теперь LTE.

Существенно на объемы выручки влияет беспрецедентный рост пользования мобильным интернетом: до 40% абонентов, особенно в развитых странах, фактически пользуются уже не столько мобильными телефонами, сколько мобильными мультимедийными платформами. Росту спроса на мобильную связь также способствуют регулярное обновление и совершенствование абонентских устройств, позволяющих полноценно использовать новые телекоммуникационные решения. Сейчас развитие мирового рынка мобильной связи имеет следующие ключевые черты.

Во-первых, наблюдается существенное увеличение спроса на смартфоны и планшетные компьютеры, которые используются как новый канал интернет-доступа и как возможность пользоваться мобильным интернетом везде и всегда. В свою очередь это позволяет компаниям получать дополнительную выручку с абонента: при переходе на смартфон абонент начинает тратить на 25-30% больше средств на связь за счет доступа к мобильному интернету.

Во-вторых, требования абонентов к услугам мобильной связи уже сводятся не только к качеству связи и скорости передачи данных, но и к простоте пользования мобильными услугами, доверительному отношению с операторами и к гарантиям широкого спектра услуг и поддержки со стороны телеком-компаний.

В-третьих, влияние экономической неопределенности на развитых рынках США и Канады, стран Западной Европы и в Японии, несмотря на восстановление телекоммуникационной отрасли и ее рост, частично сдерживает активность пользования мобильными услугами. Мировой телекоммуникационный рынок, включающий не только мобильный сектор, но и немобильные услуги (фиксированная телефонная связь, фиксированный ШПД, телевидение и пр.) в 2011 году вырос на 7,8%.

Мобильный сектор, в целом являющийся драйвером всей мировой телекоммуникационной отрасли, демонстрирует более существенный прирост — 11,5%. При этом мобильные услуги в среднем составляли в 2011 году 68,5% от объема глобального телеком-рынка, и эта доля продолжает расти (в 2009-м — 63,7%, в 2010 году — 66,3%). Число мобильных абонентов в мире возрастает ежемесячно не менее чем на 50 млн. клиентов (SIM-карт), основной приток обеспечивается развивающимися странами с невысокими доходами населения, но с демократичной тарифной политикой операторов. К концу 2011 года число пользователей мобильной связью в мире превысило 5,6 млрд абонентов.

Средний мировой уровень проникновения сотовой связи составляет 76%, но степень проникновения в различных странах, конечно, различается. В Европе, включая Россию, она составляет уже более 130%. И именно в Европе наблюдается активный переход с GSM в 3G-сектор и LTE. Вместе с тем, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) проникновение превысило 72%, а АТР насчитывает самое большое число пользователей — 2,5 млрд клиентов (48% всего числа абонентов в мире, и 30% мировых доходов от мобильного сегмента).

В развитых странах сотовые компании фиксируют рост мобильной передачи данных: 22-процентный прирост в Европе и 32-процентный в США и Канаде. Более того, в некоторых странах мобильный интернет постепенно заменят привычный доступ по выделенной линии. В России такая возможность — слишком отдаленная перспектива, поскольку экспонента потребления услуг передачи данных гораздо более пологая, чем экспонента подключения к ним. По ARPU (средняя выручка оператора на одного абонента) в тройке лидеров оказались только японские компании Softbank Mobile - 1025 долларов, au (KDDI) — 922 доллара и NTT DoCoMo — 847 долларов. на абонента.

Вариации значений ARPU тесно коррелирует с такими сопоставимыми социально-экономическими показателями стран, как уровень жизни населения, объем валового внутреннего продукта на душу населения и его численность. В Японии, Сингапуре, США, Канаде, странах Западной Европы значения ARPU составляют не менее 150–180 долларов. В Индии, Китае и других развивающихся странах АТР ARPU обычно не превышает 80 долларов.

Так, у индийских компаний Reliance Communications и Bharti Airtel ARPU составляет 24,8 доллара и 54,5 доллара, у индонезийской Axiata — 23,2 доллара. В 2011 году доля трех отечественных операторов, включенных в рейтинг 50 крупнейших операторов мира (МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон") составила 4,2% в суммарной выручке рейтинга (в 2010-м — 3,2%), а в абонентской базе — 7,8% (в 2010-м — 6,1%). Настоящий прорыв в 2011 году совершила компания VimpelCom (13-е место).

Благодаря присоединению телекоммуникационной компании Wind Telecom Group (действует в Европе, Северной Америке, Африке и Азии) VimpelCom увеличил выручку с 10,5 млрд долларов до 20,1 млрд долларов, абонентскую базу — с 93 млн до 205 млн пользователей. Эти данные по VimpelCom не учитывают операционную деятельность Wind в течение первых трех месяцев 2011 года (до момента завершения сделки). В результате VimpelCom стал "техническим" лидером по приросту выручки от мобильного сегмента (91,7%), заметно опередив две китайские компании China Unicom (47,9%) и China Telecom (44,5%).

В перспективе VimpelCom сосредоточит усилия на двух своих самых крупных и зрелых рынках — России и Италии (Wind Italy - основной актив Wind Telecom Group). В 2011 году на российском рынке VimpelCom укрепил свои позиции: количество мобильных абонентов возросло до 57,22 млн человек (на 10%), а выручка составила почти 9 млрд долларов. Мобильный интернет-трафик продолжает оставаться одним из главных драйверов роста дохода компании в России: трафик данных в 2011 году возрос на 183%, доходы от этого сегмента составили 600 млн долларов.

Выручка МТС от мобильного сегмента (22-е место) в 2011 году возросла на 9,2% и составила 10,49 млрд долларов. (доля в консолидированном доходе группы МТС — 85,1%). Россия и Украина для МТС являются основными рынками как по количеству абонентов, так и по объему выручки от сотовой связи. Сейчас в компании ведется работа по качественной оптимизации абонентской базы, расширению сегмента мобильного интернета через сети 3G (и в ближайшей перспективе LTE), а также по развертыванию цифровых сетей широкополосного доступа для предоставления расширенных пакетов услуг "на дому".

"МегаФон" занимает 29-е место в списке крупнейших операторов мира. В мобильном сегменте компания продемонстрировала прирост выручки на 13,6% (до 7,6 млрд долларов) и увеличила количество абонентов на 9% (абонентская база частных и корпоративных клиентов возросла до 61,6 млн пользователей). Рост мобильного сегмента в "МегаФоне" обусловлен 50-процентным ростом сегмента передачи данных (сейчас его доля в выручке компании — 12,4%). В рейтинг 50 крупнейших мобильных операторов не вошел "Ростелеком", имеющий несколько региональных операторов сотовой связи, обеспечивающих 12% общего дохода "Ростелекома".

Суммарная выручка от мобильного сегмента "Ростелекома" в 2011 году возросла на 5% и составила 1,224 млрд долларов, а общее количество абонентов превысило 12,5 млн человек (в 2010-м — 12 млн человек). В перспективе компания намерена объединить разрозненных операторов под единым брендом, вести общую тарифную политику, что позволит через два-три года увидеть "Ростелеком" в числе крупнейших мобильных операторов мира. На фоне возрастающей конкуренции российские мобильные операторы инвестируют в развитие сетей 3G, строительство транспортных сетей, центров обработки данных и прочей инфраструктуры.

Определенный потенциал (но очень ограниченный доминирующим положением "Ростелекома") российские мобильные операторы видят и на рынке фиксированной связи, широкополосного доступа в интернет, в предоставлении услуг цифрового телевидения, то есть в развитии компетенций универсальных операторов.

Методологическая записка

Рейтинг 50 крупнейших сотовых операторов мира составлен аналитической службой ТАСС-Телеком на основе данных годовых отчетов компаний. В качестве основного критерия принимался объем выручки от реализации услуг и продуктов мобильного сегмента. В доход мобильного сегмента включаются следующие виды доходов: голосовая мобильная связь, мобильная передача данных, продажи мобильных устройств и оборудования, дополнительные доходы от услуг мобильной связи (value added services, VAS).

В случае, когда компания имеет дочерние общества (subsidiaries), предоставляющие услуги мобильной связи (в т.ч. в других странах), в рейтинг включается консолидированная информация по отчетности. Валютой рейтинга 50 крупнейших сотовых операторов мира является доллар США. Если отчетность компанией публикуется в национальной валюте, производится пересчет в доллары США по среднегодовому курсу соответствующего года соответствующей валюты.

Топ-10 мобильных операторов по ARPU в 2011 г.

Топ-10 мобильных операторов мира по приросту выручки от мобильного сегмента в 2011 г.

Топ-10 мобильных операторов по приросту абонентской базы 2011 г.

Комментарии

↑ наверх