appstoreappstore

справочник

Курочкин Александр Генеральный директор ОАО "СМАРТС"

и ещё:

ГлавнаяРейтингиФиксированная связь

01 июля 2011

Рейтинг российских телекоммуникационных и ИТ-компаний по объему реализации в 2010 году

Аналитической службой ТАСС-Телеком подготовлен рейтинг крупнейших по объему реализации в 2010 году компаний, действующих в области телекоммуникаций, а также в сегменте информационных технологий. В 2010 году рынок услуг связи значительно ускорился в развитии. Если в предыдущем рейтинге1 прирост выручки компаний телеком-сектора составлял в среднем 3,1% (самый низкий показатель в течение 2000-х гг.), то по итогам 2010 года он увеличился до +9,4%.

ИТ-рынок после беспрецедентного провала 2009 года (-11%) достаточно быстро восстанавливает позиции: за отчетный период выручка ИТ-компаний увеличилась на 27,9%.

Рейтинг российских телекоммуникационных и ИТ-компаний (по объёму реализации в 2010г.)

Скачать рейтинг телекоммуникационных и ИТ компаний по объему реализации в pdf

  • Объем рынка телекоммуникаций по итогам 2010 года составил 1,4 трлн. рублей. Из них 43,2% (593,7 млрд. руб.) приходится на мобильную связь, 13,7% (187,6 млрд. руб.) - на передачу данных, 10,7% (147,3 млрд. руб.) - на документальную2 электросвязь. 10,6% (145,9 млрд. руб.) выручки компаний приносит местная городская телефонная связь. 8,0% (109,2 млрд. руб.) в структуре рынка занимает междугородняя и международная связь.
  • Лидерами отрасли остаются операторы мобильной связи - МТС и "ВымпелКом". На третьем месте суммарные активы объединенного универсального оператора "Ростелеком". За счет активной демпинговой политики оператор Tele2 растет активнее всех прочих компаний TOP-10 (+35,5% к 2009 году).
  • Впервые произошло сокращение общего количества введения номеров мобильной связи (sim-карт сотовых операторов): с 43,1 до 33,9 млн. штук. Междугородняя и международная связь показала снижение выручки на 5,3% (со стороны физических лиц - на 7,3%), причина тому - все более активное использование IP-телефонии.
  • Потребление интернет-трафика возросло в 3,3 раза до 9,639 млрд. Гб, а в сравнении с 2007 годом - в 35 раз.

В течение ближайших 5 лет прогнозируемый рост телекоммуникационного рынка составляет в среднем 7-8% в год. Таким образом, к 2015 году объем рынка достигнет 1,8-2 трлн. рублей. Докризисные прогнозы предсказывали достижение отметки 2 трлн. так же к 2015 году.

Снижение динамики российского телекоммуникационного рынка в посткризисных условиях - результат перенасыщения сегмента мобильной телефонии, на которую приходится более 50% консолидированной выручки участников рынка. По итогам 2010 года в России насчитывалось 220 млн. активных абонентов, проникновение сотовой связи достигло 166,4%. В Москве и Санкт-Петербурге этот показатель равен 196% и 191% соответственно.

В 2010 году впервые за всю историю российского рынка мобильной связи сократилось общее количество активированных sim-карт - с 43,1 до 33,9 млн. штук. Рост выручки операторов сегодня обеспечивают увеличение количества использованных минут связи абонентом (MOU) и, главным образом, развитие дополнительных услуг, прежде всего - мобильного широкополосного доступа в Интернет. По итогам 2010 года доходы российских сотовых операторов от предоставления услуги мобильного Интернета составляют 64,5 млрд. рублей, что на 55% выше результата 2009 года. Объем передачи данных в сетях сотовой связи в 2010 году увеличился в 2,5 раза.

Крупнейшим мобильным оператором России по количеству абонентов и объему реализации остается Группа "Мобильные ТелеСитемы". Выручка компании по итогам 2010 года достигла 343 млрд. рублей, увеличившись на 9,4%. Второе место делят "ВымпелКом" и "МегаФон". Последний по итогам 2010 года вышел на второе место по числу активных абонентов, а также показал рост выручки вдвое выше среднерыночного (+18,5%). После реструктуризации "Ростелекома" в 2011 году объединенная абонентская база региональных сотовых операторов (UTEL, "Енисейтелеком", "Байкалвестком", "Наша сотовая связь") приблизилась к показателям Tele2 (18,5-19 млн. абонентов), но значительно уступает любому из операторов "большой тройки". Стратегия развития "Ростелекома" до 2015 года декларирует усиление позиций на рынке мобильной связи, но на сложившемся рынке новому консолидированному крупному оператору места практически нет. Отрицательная динамика выручки оператора (-3,9%) косвенно подтверждает, что наиболее выгодная позиция "Ростелекома" - универсализация услуг путем предоставления всех видов связи в корпоративном и розничном сегментах.

Не менее важно для рынка снижение популярности фиксированной междугородной и международной телефонии. Операторы этого сегмента теряют доходы вследствие конкуренции с IP-телефонией и мобильной связью: все больше абонентов предпочитают стационарному телефону с выходом на "межгород" мобильную связь или ноутбук. В качестве естественного доступного способа удержания объема доходов операторы используют регулярное повышение тарифов на услуги связи под видом индексации, что еще больше отталкивает новых абонентов. В результате междугородняя и международная стационарная связь в 2010 году показала снижение выручки на 5,3% (со стороны физических лиц - на 7,3%). Основным направлением повышения доходности для операторов фиксированной связи в будущем могут стать услуги доступа в Интернет и платного телевидения.

Эти направления останутся наиболее перспективными в следующие 3-4 года. В 2010 году уровень проникновения широкополосного интернета в России достиг 35%, а объем потребления интернет-трафика достиг 9,6 Эксабайт, это в 3,3 раза больше, чем в 2009 году, и в 35 раз больше, чем в 2007.

О перспективности услуг передачи данных говорят экономические показатели наиболее заметных игроков этого сегмента рынка. Так, компания "Скартел", предоставляющая услуги мобильного интернета по технологии WiMAX под брендом Yota, в 2010 году увеличила оборот на 110%. Активное продвижение услуг TriplePlay увеличило объем реализации "ЭР-Телеком Холдинга" на 45%, "Национальных кабельных сетей" - на 92%.

Рост количества частных пользователей ШПД происходит за счет регионов, на которые приходится около 80% новых подключений, в то время как рынок столицы практически насыщен - уровень проникновения здесь составил около 75%. На данный момент на региональном рынке происходит консолидация активов: федеральные операторы скупают региональных провайдеров. Сегодня Топ-10 операторов контролируют 71% рынка широкополосного интернета, и этот показатель неуклонно растет. В 2011 году прогнозируется прирост абонентской базы ШПД еще на 6% до 22,6 млн. абонентов.

Объем реализации крупнейших ИТ-компаний России в 2010 году составил 370 млрд. рублей. Лидером сегмента является многопрофильная "Национальная компьютерная корпорация", занимающая 19% рынка и показавшая прирост выручки по результатам 2010 года в 49,6%. На долю дистрибуции и поставки оборудования и ПО приходится порядка 50% всего ИТ-рынка. Но динамика этого сегмента выглядит не столь впечатляющей, поскольку отрасль неминуемо движется от низкомаржинальных продаж к ИТ-услугам и производству высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. Так, например, гораздо лучше рынка развивается сегмент разработки программного обеспечения. Компании этого направления по итогам 2010 года показывают высокие темпы роста. За счет реализации отложенного в 2009 году спроса на глобальную модернизацию ИТ-инфраструктур предприятий высокую динамику показали компании BCC Group (+79%), Softline (+50%), Epam Systems (+39%), Центр финансовых технологий (+38%). В 2011 году ИТ-рынок прибавит не менее 15-20% за счет получения доходов от продажи более дорогостоящих услуг и продуктов. Наиболее динамичными останутся сегменты разработки программного обеспечения (+30%) и ИТ-услуг (+22-25%).

Методологическая записка

Рейтинг представляет собой ранжированный список компаний, предоставляющих услуги связи и доступа к интернету (магистральному и сетевому), а предоставляющих ИТ-услуги (консалтинг, программирование, проектирование, интеграция, сервисное обслуживание, дистрибьюция программного обеспечения и компьютерного оборудования). Показателем ранжирования выступает объем реализации (выручка) в 2010 году, также приводятся данные по объему выручки в 2009 году, чистая прибыль в отчетном периоде, рассчитывается темп прироста/снижения выручки и конвертация доходов в млн. долларов. Источниками информации стали годовые отчеты компаний, бухгалтерская отчетность по РСБУ и МСФО, данные CNews и РА "Эксперт", собственная информация ТАСС-Телеком, данные Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. По холдинговым структурам (группа компаний, корпорация) приводились консолидированные данные. При пересчете выручки компаний использовался средневзвешенный курс доллара в 2010 году - 30,37 руб./долл.

Рейтинг телекоммуникационных компаний по объему реализации в 2010 г.

Рейтинг ИТ-компаний по объему реализации в 2010 г.

5 телекоммуникационных компаний с наибольшим приростом выручки

5 ИТ-компаний с наибольшим приростом выручки

Объем реализации телекоммуникационных услуг в 2009-2010 гг.

Уровень проникновения телефонной связи в 2009-2010 гг.

Объем переданного интернет-трафика в 2009-2010 гг.

Инвестиции и ввод основных фондов операторов связи в 2009-2010 гг.

Ввод мощностей телекоммуникационными компаниями в 2009-2010 гг.

Ввод мощностей новыми телекоммуникационными компаниями в 2007-2010 гг.

Доля новых телекоммуникационных компаний (операторов) в общем объеме введенных мощностей в 2007-2010 гг.

Комментарии

↑ наверх