- Расходы корпоративного сектора на информационные продукты и телекоммуникационные услуги в 2010 году выросли на 16% и составили 511,8 млрд. рублей.
- Распределение ИКТ-расходов территориально концентрировано — доля 25 регионов с наибольшими корпоративными затратами составляет от 77,3% ("связь") до 84,5% ("интеграция и внедрение") в общем объеме расходов.
- Компании "финансового сектора" и сектора "организации и передачи телекоммуникационных услуг" — крупнейшие корпоративные потребители ИКТ–продуктов и услуг, на их долю приходится соответственно 16,1% (82,4 млрд. рублей) и 13,1% (67 млрд. рублей) расходов.
- Больше всего компании тратят на услуги телефонной связи (международной, междугородней, внутризоновой фиксированной и сотовой) — 29,2% или 149,6 млрд. рублей, меньше всего - на оплату доступа в Интернет (7,2% или 36,6 млрд. рублей).
- В пятерку регионов с наибольшими расходами на ИКТ входят Москва (30,6% всех затрат — 156,4 млрд. рублей) и Московская область (6,7% — 34,1 млрд.), Санкт–Петербург (5,2% — 26,8 млрд.), Тюменская область (4,9%— 25,3 млрд.) и Красноярский край (3,5% — 18 млрд.).
- Наибольший рост затрат на ИКТ-продукты и услуги наблюдался в Ленинградской (38,5%), Сахалинской (36,4%) и Ярославской областях (32,5%). Меньше всего расходы выросли в Бурятии (0,2%), Якутии (0,4%) и Оренбургской области (0,5%).
Расходы корпоративного сегмента на компьютерную технику, программное обеспечение, телефонную (фиксированную и сотовую) связь, Интернет и оплату интеграции и внедрения разного рода информационных систем составляют около 45% общего объема ИКТ-рынка. Оставшуюся долю рынка занимают расходы частных клиентов (кроме частично продаж лицензированного софта и всех затрат на сопровождение корпоративных информационных систем (КИС)). На долю физических лиц приходится до 60–80% доходов компаний-поставщиков продуктов и услуг, особенно по таким группам, как сотовая и фиксированная связь. При таком распределении корпоративный сегмент сложно назвать мэйджером всего рынка.
В 2010 году четко определилась тенденция к возобновлению некоторого роста (до 8%) потребления ИКТ–продуктов и услуг, а по некоторым группам — к стабилизации (в пределах 2%). Расходы на связь возросли на 0,9% (до 149,6 млрд. руб.), на компьютерную технику - на 7,3% (до 94,4 млрд. руб.), на оплату услуг "интеграция и внедрение" - на 2% (до 88 млрд. руб.), затраты на программные средства - на 2,8% (до 73,6 млрд. руб.), на Интернет - на 7% (до 36,6 млрд. руб.). Распределение ИКТ-расходов неравномерно и концентрировано — доля 25 крупнейших по корпоративным затратам регионов составляет от 77,3% ("связь") до 84,5% ("интеграция и внедрение") в общем объеме расходов.
На регионы Центрального федерального округа приходится 44% от общего объема корпоративного рынка, на долю Уральского округа —13,3%, Поволжского – 13%, Сибирского — 10,8%, Северо–Западного — 9,3%, Южного — 5,2%, а регионы Дальневосточного округа занимают только 4,2%.

Наибольший рост расходов на ИКТ наблюдается в регионах с резко увеличившимся за последние два года количеством крупных и средних предприятий. Число предприятий выросло за счет создания свободных экономических, промышленных зон, нефтегазодобывающих проектов. К таким регионам относятся, в частности, Ленинградская область (рост всех ИКТ–затрат на 38,5%) и Ярославская область (рост на 32,5%), Сахалинская область (36,4%). При этом фактически нет регионов, где предприятия сократили бы общие расходы на ИКТ, хотя по отдельным группам продуктов и услуг такие снижения имеются.
На примере 25 регионов, где корпоративный сегмент тратит больше всего средств на ИКТ, видна низкая вариация сокращения расходов по регионам по всем группам расходов: на приобретение компьютерной техники (снижение не более 5–6%), на телефонную связь (до 5–6%), на закупку программных средств (не более 6,2%), на внедрение (не более 6%). А расходы на оплату доступа в Интернет увеличиваются по всем регионам. Это свидетельствует о высокой консистентности и потенциале корпоративного рынка информационно–телекоммуникационных услуг.
Самой большой статьей ИКТ–расходов являются затраты на телефонную связь (учитывается как оплата фиксированной связи, включая междугороднюю, международную и внутризоновую, так и оплата корпоративной сотовой связи) — 29,2% в структуре общих расходов или 149,6 млрд. рублей. По отношению к предыдущему году корпоративные затраты на связь увеличились незначительно - всего на 0,9%. Голосовая телефонная связь сохранит доминирующее положение в структуре телекоммуникационных услуг. Однако на рынке все больше используются технологические решения (например, GPON–технология пассивных оптических сетей) или локальные технологические способы экономии на связи (использование автоматически настроенного для каждого определенного города или страны тарифа SIP–(IP) операторов и другие подходы). Современные телекоммуникационные субституты связи способны на 35–40% снижать стоимость коммуникационных услуг для каждой отдельно взятой компании. Фактически восстановился рынок компьютерной и периферийной техники: его корпоративный объем составил 94,4 млрд. рублей (18,5% ИКТ–рынка в 2010 году). В текущем году потребление в корпоративном секторе компьютерной техники значительно возрастет — на 16–18%. "Корпоративные" расходы превысят 110 млрд. рублей, в основном, благодаря отложенному спросу, позволяющему "притормаживать" обновление техники на срок не более 1–2 лет. Автоматически возрастут рынки лицензионного софта и услуг интеграции, внедрения и сопровождения различного рода КИС. Увеличение расходов корпоративного сектора на доступ в Интернет также будет расти, но менее заметно, в пределах 8–10%. В современных технологических условиях рост потребления корпоративного трафика не обязательно ведет к сопоставимому росту доходов интернет–провайдеров. Рост является технологически экстенсивным и зависит от протяженности и охвата сетей, используемых технологий передачи данных.
Наибольшую долю в общем объеме потребления ИКТ-продуктов и услуг занимают финансовые организации (коммерческие и государственные банки, финансовые, инвестиционные и брокерские компании, страховые и лизинговые компании и пр.) и телеком–компании всех направлений деятельности. Финансовый сегмент занимает свыше 16% всего рынка (это примерно 82 млрд. рублей в 2010 году), а телеком-сегмент — около 13% (66,5 млрд. руб.).

Спрос финансового и телекоммуникационного сектора и в дальнейшем останется основным драйвером совокупного роста рынка корпоративных ИКТ–расходов. Аналитическая группа ТАСС–Телеком оценивает ежегодный прирост корпоративных ИКТ-затрат финансового и телеком-секторов на уровне 20–25%.
Определенную "конкуренцию" им составит государственный сектор за счет реализации проекта "Электронное правительство".
В конце 2011 года ТАСС–Телеком подготовит таргетированный рейтинг банков по объемам ИКТ–затрат, а в перспективе 2012 года планируется подготовка ряда рейтингов по активности применения информационных технологий в федеральных и региональных органах государственного управления.
Методологическая записка
Затраты на информационные и коммуникационные технологии – это выраженные в денежной форме фактические расходы организации на закупку вычислительной техники и программного обеспечения, оплату услуг телефонной связи (международной, междугородней, внутризоновой и сотовой) и доступа в Интернет, оплату услуг по интеграции, внедрению и сопровождению ИТ–продуктов и сервисов, КИС, а также прочие расходы на ИКТ. В составе затрат на ИКТ учитываются текущие и капитальные затраты обследованных предприятий (без субъектов малого предпринимательства) и организаций, как коммерческого, так и государственного сектора. Вся группа идентифицируется как корпоративный сегмент.
При составлении рейтинга использована статистическая информация Федеральной службы государственной статистики, проводящая обследования предприятий. Инструментарий — годовая форма №3 отчетности "Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказания услуг в этих сферах" (Приказ Росстата от 19.01.2009 №4). Период, за который имеется статистическая информация — 2007–2009 гг., для оценки значений показателей в 2010 году использован метод регрессионного анализа.
25 регионов с наибольшими расходами корпоративного сектора на приобретение программных средств
25 регионов с наибольшими расходами корпоративного сектора на оплату услуг телефонной связи
25 регионов с наибольшими расходами корпоративного сектора на оплату доступа к сети Интернет
Регионы с наибольшим и наименьшим ростом расходов корпоративного сектора на ИКТ











Комментарии