Крупнейшие сотовые компании мира в 2010 г. (по объему выручки от реализации услуг мобильной связи)
Скачать рейтинг крупнейших сотовых операторов мира в pdf
- 10 крупнейших сотовых операторов мира занимают 60% глобального рынка мобильной связи, обслуживая свыше 2 млрд. абонентов
- China Mobile – не только крупнейший оператор мобильной связи в мире по числу абонентов и выручке, но и наиболее прибыльный (36,8 млрд. долларов) и рентабельный (49,3%)
- Доля российских операторов – МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон" – 5,4% в общей абонентской базе рейтинга, 3,2% в выручке и 3,5% в прибыли
- Южная Америка, Африка и Ближний Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион – макрорегионы, рынки которых обеспечивают наибольший прирост выручки от услуг мобильной связи, в 2010 г. соответственно – 12,3%, 9,6%, 6,1%
- Глобальный уровень проникновения сотовой связи составил 70%, – в мире всего насчитывается 4,973 млрд. пользователей
- В Европе проникновение составляет 128,4% (зарегистрировано свыше 1 млрд. sim-карт), а в странах Азиатско-Тихоокеанского региона проникновение в 2010 году достигло только 70%, хотя он и насчитывает наибольшее число абонентов – 2,443 млрд.

В 2010 году в мире число пользователей сотовой связью приблизилось к отметке в 5 миллиардов. За год глобальная абонентская база увеличилась более чем на 200 млн. sim-карт, схожие темпы прироста базы наблюдаются в отрасли в течение последних 8 лет. В 2010 году средний мировой уровень проникновения сотовой связи составил 70%, но степень проникновения в различных макрорегионах и странах существенно различается.
В Европе проникновение составляет 128,4% (всего зарегистрировано более 1 млрд. sim-карт), в то время как в странах Азиатско-Тихоокеанского региона проникновение достигло только 70%. Вместе с тем, в данном регионе насчитывается самое большое число пользователей — 2,443 млрд. В европейских странах рынок сотовой связи развит и насыщен, а значит, консервативен в количественном развитии. Здесь большая часть пользователей имеет более 1-2 sim-карт, доминирует культура долгосрочного фиксирования индивидуальных номеров и лояльности определенному оператору. В Африке и странах Ближнего Востока проникновение составляет 62,5%. Но и это может считаться высоким результатом, если учесть низкую развитость наземной инфраструктуры для мобильной связи в ряде развивающихся стран (Ливан, Ирак, Иран, Йемен, Иордания, Сирия и др.). Рынки Китая и Индии развиваются наиболее интенсивно, как по приросту пользователей, так и по формированию центров выручки и прибыли, предложению новых услуг мобильной связи, приложений и платформ. В Китае с 2005 года абонентская база увеличилась вдвое, и сейчас приблизилась к 1 млрд. абонентов, в Индии число абонентов выросло в 10 раз, в настоящее время достигнув 600 млн. абонентов. Китай и Индия составляют 30% мировой базы пользователей мобильной связи, обеспечивая ежегодно половину всех новых абонентов в мировом масштабе. Тем не менее, в 2010 году уровень проникновения в Китае и Индии составил 65% и 63% соответственно.
В выручке мировой телекоммуникационной системы мобильная связь и мобильные услуги занимают 56%. В Европе и Северной Америке низкий темп прироста выручки - 2-3% в год. Это объясняется высоким уровнем развития рынков в данных макрорегионах, а также изменениями в госрегулировании предоставления услуг связи (роуминга), поведением потребителей, новыми формами коммуникаций, такими как Skype и социальные сети Facebook и Twitter (хотя благодаря им также расширилось использование мобильной передачи данных). Вместе с тем, именно в Европе наблюдается активный переход с GSM на 3G, а в ряде регионов – уже на LTE.
Рост выручки крупнейших сотовых операторов в 2010 год составил 11,5%, темп прироста прибыли превысил 14,2%. Практические все операторы в той или иной мере достигли роста выручки и прибыли (табл. 1). Только американский оператор Sprint показал заметное снижение доходов, –12,4%, что связано с оттоком пользователей из-за смены типа оплаты мобильных услуг (постоплата счета сменилась предоплатой счета; postpaid to prepaid).
В рейтинге присутствуют 5 компаний из США (Verizon Wireless, AT&T Mobility, Nextel, Sprint и MetroPCS), 4 компании из Китая (China Mobile, China Telecom, China Unicom и Taiwan Mobile), по 3 компании из Канады (Rogers Communications, Telus Mobility и Bell Mobility), Индии (Bharti Airtel, Reliance Communications и Idea Cellular), Японии (NTT DoCoMo, au (KDDI) и Softbank Mobile) и России (МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон"). Большинство европейских операторов (имеющих штаб-квартиры в странах Европы) являются пан-континентальными и охватывают связью практически все страны Европы, северной Африки, Ближнего Востока, большинство государств Южной Америки, Карибского бассейна, а также частично Азиатско-Тихоокеанский регион, США и Канаду: Vodafone, Orange, T-Mobile, Telefonica, Telenor, TeliaSonera и другие (табл. 1).
Ключевыми факторами роста сотовых компаний в 2010 году стало расширение корпоративных сегментов связи, продажа и обслуживание интегрированных девайсов для мобильной связи и увеличение продолжительности голосовых звонков. Так, в сети Сhina Mobile совершено более 3,4 трлн. минут голосовых соединений, на 18% больше, чем в 2009 году; в среднем абоненты Сhina Mobile тратят 521 минуту связи в месяц; в европейском Vodafone — 686,6 млрд. минут (+25,2%), а абоненты тратят 191 минуту в месяц. На объемы выручки существенно повлиял рост использования мобильного интернета: в развитых странах до 40% абонентов уже пользуются фактически не столько мобильными телефонами, а мобильными мультимедийными платформами. Это уже сейчас требует от операторов активного инвестирования в такие технологии, как HSPA++ и LTE.
В 2010 году рынок сотовой связи в России и странах СНГ продемонстрировал очередной виток роста. Доля трех российских операторов, присутствующих в рейтинге 5- крупнейших операторов, — МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон" — составляет 5,4% в общей абонентской базе рейтинга, в то время как в совокупной выручке — 3,2% (в 2009 г. — 3,5%), а в общей прибыли — 3,5% (3,0%). "ВымпелКом" и "МегаФон" входят в десятку крупнейших операторов по приросту доходов и прибыли, но занимают только 22 и 28-е места по объему абонентской базы соответственно. МТС с 103,9 млн. пользователей в России и странах СНГ — 17-е место.
Методологическая записка
Рейтинг 50 крупнейших сотовых операторов мира составлен аналитической службой ТАСС-Телеком на основе данных годовых отчетов, размещенных на официальных сайтах компаний. В качестве основного критерия принимался объем выручки, полученный от реализации услуг мобильной связи. В случае, когда компания имеет дочерние общества (subsidiaries), предоставляющие услуги мобильной связи (в т.ч. в других странах), в рейтинг входит информация по консолидированной отчетности. Валютой рейтинга 50 крупнейших сотовых операторов мира является доллар США. В случае, когда отчетность компанией публикуется в национальной валюте, производился пересчет в доллары США по среднегодовому курсу соответствующего года соответствующей валюты.
10 наиболее прибыльных компаний-сотовых операторов в 2010 г.
10 наиболее рентабельных компаний-сотовых операторов в 2010 г.
10 наиболее динамичных по приросту выручки компаний-сотовых операторов в 2010 г.
10 наиболее динамичных по приросту прибыли компаний-сотовых операторов в 2010 г.
10 наиболее крупных компаний-сотовых операторов по объему абонентской базы в 2010 г.











Комментарии