ВАШИНГТОН, 22 марта. /Корр. ИТАР-ТАСС Андрей Шитов/. Традиционные СМИ продолжают отступать под напором современных информационных технологий, но при этом общий спрос на новости растет, и значение репутационных журналистских "брендов" повышается. Более того, на новых носителях, включая планшетники, люди стали больше обращаться к первоисточникам, в том числе и новостным, и читать длинные и качественные журналистские работы. Такие выводы содержатся в распространенном здесь сегодня докладе исследовательского центра имени Пью в США "О положении новостных СМИ" по итогам 2011 года.
В настоящее время 77% совершеннолетних жителей США пользуются стационарным или переносным компьютером, у 44% американцев в возрасте старше 18 лет имеются смартфоны, а у 18% - планшетники. Растет и доля населения, владеющего не одним таким устройством, а двумя и более. Соответственно носитель информации перестает иметь определяющее значение. А самым обычным способом получения новостей в сети становится прямое обращение на сайт новостной организации или использование ее же прикладной программы.
Другое дело, что львиную долю средств при этом получают не производители новостей, а "технологические гиганты". "Компании Google, Amazon, Facebook, Apple и еще несколько других стремятся производить и устройства, которыми пользуются люди, и операционные системы для этих носителей. Они создают браузеры, электронную почту, социальные сети", - поясняют специалисты центра имени Пью, добавляя, что параллельно идет сбор "подробных личных данных о каждом потребителе" .
Коммерческие результаты этого легко предсказуемы. "Уже в 2011 году 68% всех сетевых доходов от рекламы /в США/ приходились на долю пяти технологических компаний, - пишут авторы доклада, делая оговорку, что это еще не включает Amazon и Apple, у которых в основном другие источники доходов. - К 2015 году, по прогнозам, каждое пятое цифровое рекламное объявление будет размещаться на Facebook.
В этих условиях, по убеждению американских специалистов, вопрос по сути лишь в том, сочтут ли нужным "технологические гиганты" в дополнение ко всему прочему приобрести еще и "наследственные новостные бренды". "Придет ли такой момент, когда, например, Facebook купит Washington Post?" - риторически спрашивают они.
Ответ очевиден, ведь такие партнерства уже формируются: например, между Youtube и Reuters, Yahoo и ТВ ABC, AOL и Huffington Post. Тот же Facebook уже сотрудничает и с Washington Post, и с Wall Street Journal, и с Guardian, а один из основателей этой социальной сети Крис Хьюз недавно купил журнал New Republic.
Традиционные поставщики новостей, естественно, тоже пытаются приспосабливаться к новым реалиям. В частности, агентство Assosiated Press установило партнерство с десятками новостных компаний "для лицензирования новостного контента и сбора авторских отчислений с агрегаторов", говорится в докладе. А примерно десятая часть остающихся на плаву ежедневных газет "ввела подписку на свои сетевые издания". Однако, по свидетельству авторов, "проблемы печатных изданий все равно продолжают обостряться". С 2000 года доходы отрасли, считая и подписку, и рекламу, уменьшились на 43%.
Один из сравнительно неожиданных выводов доклада сводится к тому, что социальные сети при всей своей популярности пока не могут использовать весь свой новостной потенциал. Так, Facebook сейчас объединяет около 850 млн человек во всем мире, Twitter - примерно 500 млн пользователей. Общаются все эти люди с помощью указанных сервисов на порядок дольше, чем посещают новостные сайты. И при этом лишь 9% из них регулярно пользуются ссылками обеих компаний на те или иные новости. А если и пользуются - то опять же как правило обращаются к новостным первоисточникам.











Комментарии