appstoreappstore

справочник

Лукаш Сергей Член совета директоров ОАО "Связьинвест"

и ещё:

ГлавнаяРегулирование отраслиНовости

Пятница
07 июня 2013
15:29

Комитет Госдумы по финрынку поддержал законопроект об использовании предоплаченных банковских карт при безналичных платежах


МОСКВА, 7 июня. /ИТАР-ТАСС/. Комитет Госдумы по финансовому рынку сегодня рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект, расширяющий область применения предоплаченных банковских продуктов. Соответствующие изменения вносятся в закон "О национальной платежной системе" /НПС/.

На пленарное заседание документ планируется вынести 14 июня.

Проект закона, внесенный группой депутатов, направлен на совершенствование регулирования особенностей осуществления перевода электронных денежных средств и порядка использования электронных средств платежа при осуществлении их перевода, а также на сохранение существующих банковских продуктов, основанных на использовании предоплаченных банковских карт.

Действующая редакция закона о НПС не учитывает специфики осуществления операций с предоплаченными банковскими картами и не позволяет осуществлять с их помощью переводы электронных денежных средств. В частности, все предоплаченные банковские карты могут быть эмитированы только с целью осуществления перевода электронных денежных средств. "Между тем, данный вид банковских карт является наиболее динамично развивающимся продуктом, и такое ограничение существенно сужает область его применения", — пояснял ранее один из авторов проекта закона, зампред комитета по финрынку Владислав Резник. Законопроект, по его словам, позволит устранить существующие несоответствие, чтобы граждане могли без проблем использовать предоплаченные банковские карты в качестве средства для осуществления безналичных платежей.

Комитет по финрынку обращает внимание, что понятие электронных денежных средств в законе о НПС определено таким образом, чтобы включить в себя максимально полное разнообразие гражданско-правовых отношений, связанных с приемом денежных средств клиентов с целью дальнейшего их использования в безналичных расчетах по поручению клиентов. Однако возникла правовая неопределенность в отношении регулирования и разграничения институтов электронных денежных средств /как вида безналичных расчетов/ и обязательств банков перед клиентами в размере предварительно внесенных ими денежных средств /как право требования клиента к банку/.

Комитет по финрынку отмечает, что основной задачей при доработке законопроекта ко второму чтению станет уточнение концепции закона о НПС в части определения электронных денежных средств и соответствующее соотнесение подходов к их регулированию на практике. В ходе доработки при подготовке законопроекта ко второму чтению будут учтены замечания правительства и Банка России.

Правительство РФ поддерживает законопроект при условии его доработки. Проект закона предусматривает право физического лица, использующего неперсонифицированное электронное средство платежа, получать остаток средств в наличной форме либо переводить его третьим лицам. Данное положение может привести к дроблению суммы электронных денежных средств по нескольким электронным средствам платежа в целях их последующего обналичивания. Кроме того, возможно увеличение объемов операций по обналичиванию денежных средств, а также повышение риска легализации /отмывания/ денежных средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Положения законопроекта, формально не разрешая юридическим лицам осуществлять платежи электронными деньгами между собой, разрешают осуществлять такие платежи между физическими лицами и юридическими лицами. Правительство предлагает исключить возможность использования физического лица в качестве посредника при расчетах между юридическими лицами. Согласно законопроекту, в случае использования неперсонифицированного электронного средства платежа остаток электронных денежных средств может быть выражен в иностранной валюте. Поскольку при использовании такого электронного средства платежа идентификация клиента не проводится, у кредитной организации отсутствует возможность контроля за соблюдением требований валютного законодательства в части запрета расчетов в иностранной валюте между резидентами. Отдельные положения законопроекта не соответствует Рекомендации 16 Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег /ФАТФ/, согласно которой при осуществлении электронных переводов денежных средств должна быть информация как об их отправителе, так и о получателе. 


Комментарии

↑ наверх