УФА, 5 февраля. /Корр. ИТАР-ТАСС Наиль Шахвалиев/. Ученые-психолингвисты расшифровали код воздействия слогана "ТАСС уполномочен заявить", его отличительные признаки - светлый, величественный, могучий. Исследования были проведены специалистами Уфимского государственного авиационного технического университета /УГАТУ/ под руководством профессора Татьяны Рогожниковой по просьбе корреспондента ИТАР-ТАСС в Башкирии специально к предстоящему юбилею старейшего информационного агентства России.
В 2014 году ТАСС исполнится 110 лет.
"После обработки слогана с помощью специальной компьютерной программы был создан ассоциативный цветовой портрет бренда агентства и определен спектр его характерных признаков, - рассказывает Рогожникова в интервью ИТАР-ТАСС. - Долгую и успешную жизнь слогану обеспечили гармоничное сочетание цветов ассоциативного портрета - синего, белого, красного, зеленого. А "мозаику" признаков, как запечатанных в формулировке, можно охарактеризовать эпитетами: большой, светлый, активный, сильный, величественный, яркий, громкий, храбрый, могучий".
"Такой исключительный знак качества, - заверила профессор, - будет всегда оказывать на читателя положительное влияние".
Говоря об исследованиях Уфимского университета, психолингвист также рассказала, что "на кафедре языковой коммуникации и психолингвистики впервые созданы цветовые матрицы русского, башкирского и татарского языков, аналогов которым нет в мире".
В единственной в республике психолингвистической школе, работающей на базе УГАТУ, где зародилось это научное направление, изучаются законы действия слова, анализируется воздействующий потенциал вербальных моделей. "Слово и текст подобны айсбергу, и человек в своей обычной жизни привык видеть и воспринимать лишь ту часть, которая лежит на поверхности, - рассказывает профессор Рогожникова. - Мы занимаемся созданием инструментария, с помощью которого можно исследовать эту подводную часть, разрабатываем алгоритмы, позволяющие расшифровывать, декодировать воздействующий потенциал слова и текста. Для этого мы изучаем психологическую или ассоциативную цветность звуков, анализируем комбинации ритмов мозга, моделируем признаковый спектр слова, работаем с ритмикой текста".
На сегодняшний день специалистами кафедры вуза создана компьютерная программа, которая позволяет изучать цветовую динамику текста, устанавливать его ведущие цвета, моделировать статический и динамический образы, монтировать так называемую "признаковую шкалу". С помощью машины можно создавать тексты с заранее заданной ассоциативной цветностью и прогнозируемым набором признаков.
"Слово - это универсальный специфический условный раздражитель, который вызывает самые разнообразные реакции. Владея тайнами и техникой использования слова /порой интуитивно/, ораторы могли оказывать влияние на целые народы и государства - история изобилует такими примерами", - заметила Рогожникова.
Психолингвистика - наука экспериментальная. Многочисленные опыты, которые ведутся учеными кафедры с 1983 года, позволили собрать уникальную базу данных на русском, французском, немецком, башкирском и татарском языках.
Как отметила профессор, "сейчас на основе собранных данных мы можем прогнозировать психологическую цветность текста и использовать эти умения при подготовке учебных материалов. Наши исследования могут стать полезными в планировании бизнеса, в юридической практике, при проведении лингвистической экспертизы, в подготовке рекламных кампаний, в личном письменном творчестве", - говорит психолингвист.
Интересными оказались результаты "цветовой цензуры" текстов речей известных политиков и исторических деятелей, их псевдонимов, партийных кличек и подлинных фамилий. Например, удивительно красивым и влиятельным, как показали исследования, оказался псевдоним Ленин. Цветовая гамма этого имени состоит из небесно-голубого, зеленого и синего цветов, которые сочетаются с признаками "прекрасный", "светлый", "радостный", "яркий", "нежный". А возникающие при восприятии комбинации ритмов мозга способствуют возникновению легкого позитивного транса.
Столь же удачен партийный псевдоним Сталина, отмечают исследователи, чего нельзя сказать о его настоящей фамилии /Джугашвили/. Анализ альтернативных имен показывает, что лингвистическая интуиция советского вождя помогла ему найти тот единственный псевдоним, который созвучен имени "Ленин". "Он также вызывает позитивный транс, расслабленность и доверие через возникновение соответствующих ритмов мозга", - говорит Рогожникова.
Слоган "ТАСС уполномочен заявить" был впервые использован 30 марта 1934 года в газете "Правда".
С тех пор он стал использоваться как вступительная фраза в официальных заявлениях Советского правительства по международным вопросам, распространяемым по каналам ТАСС.
Татьяна Рогожникова - заслуженный деятель науки Башкирии, доктор филологических наук, специалист в области теоретического языкознания и англистики. Работу в вузе начала в 1982 году, после окончания Башкирского государственного университета. Является автором оригинальных исследований в области семантики слова и понимания текста, занимается моделированием динамических аспектов семантики и суггестивного потенциала текста. Имеет более 160 научных работ.











Комментарии