appstoreappstore

ГлавнаяИнтервьюРегулирование отрасли

27 апреля 2011

"Никто не будет регистрировать блоги и интернет-магазины в качестве СМИ без воли их владельцев"

УПОМИНАЮТСЯ

Персоны
  1. Железняк Сергей


Ситуация, когда блог может быть признан средством массовой информации кем-то со стороны, а не его создателем, невозможна, считает глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Железняк. О том, как сайтам стать СМИ, о защите Скайпа и о реализации проекта "Электронный парламент" он рассказал в интервью ТАСС-Телеком.

- До назначения на должность главы комитета по информационной политике Вы были членом комитета по экономической политике. А как связаны между собой эти две сферы?

Работа по этому законопроекту ведется с привлечением самого широкого круга экспертов, в том числе, медиасообщества и институтов гражданского общества.

- Информационно-коммуникационные технологии можно без преувеличения назвать нервной системой современного мира. Двигатель общественного прогресса – знания, скорость обращения и использования знаний сегодня во многом определяет позиции и перспективы стран и экономик. Это правило действует без исключения и в отношении нашей страны. Все процессы, включая экономические, как внутри России, так и связанные с нашей международной интеграцией, неэффективны без современного информационно-коммуникационного обеспечения. Исходя из этого, моя деятельность в комитете по информационной политике, информационным технологиям и связи является логичным продолжением предыдущей деятельности в комитете по экономической политике.

- То есть, информация сегодня связывает различные стороны экономики, и без этих связей невозможно ее функционирование?

- Именно так. Более того, задачи руководства страны по модернизации невыполнимы без качественного улучшения именно информационно-технологической составляющей нашей деятельности в любой сфере.

- Быстро ли удалось установить взаимоотношения с членами комитета?

- Со всеми членами комитета мы знакомы по деятельности в Госдуме, с членами комитета из фракции "Единая Россия" мы знакомы еще и по партийной деятельности, поэтому потери времени на знакомство не было. Что касается работы комитета, то у нас создана достаточно четкая структура по закреплению депутатов по направлениям законотворчества. Каждый депутат ведет свою тематику, моя задача, как председателя комитета, скорее в организации, координации и обеспечении этой деятельности. Первым решением комитета после моего избрания мы создали рабочие группы по анализу тех законопроектов, которые находятся сегодня в комитете на рассмотрении. Таких законопроектов 105. По 30 законопроектам мы являемся ответственным комитетом, по 75 мы являемся комитетом-соисполнителем. Сейчас рабочие группы по направлениям проводят анализ законопроектов с тем, чтобы оценить, какие из них уже потеряли свою актуальность и их нужно выносить на пленарное заседание и отклонять, какие необходимо наоборот как можно быстрее дорабатывать и принимать, а над какими необходимо продолжать работу с привлечением самых широких слоев экспертного сообщества, медиа-индустрии институтов гражданского общества.

- Из этих 30 законопроектов какие, на Ваш взгляд, наиболее важные и требующие скорейшего принятия?

- Несомненно, очень важным является законопроект, который внес мой предшественник (на посту главы комитета - прим. ТАСС-Телеком) Валерий Комиссаров. Этот законопроект предлагает увеличивать сроки лицензий, выдаваемых средствам массовой информации, с 5 до 10 лет. Это даст возможность получать универсальную лицензию и вещать одновременно в разных форматах, в том числе, и в цифровом, помогая тем самым развитию цифрового вещания у нас в стране. Законопроект позволит зарегистрироваться как средство массовой информации и тем интернет-ресурсам, которые заявят о таком желании и подадут соответствующие документы. Сегодня даже многие существующие офф-лайновые издания имеют свои интренет - версии, в том числе, с большим количеством читателей. Таким образом, они получат все преференции, которые есть у СМИ, но и будут нести ответственность за свою деятельность как СМИ. Данный законопроект во многом закроет те правовые лакуны, которые возникли после появления цифрового вещания и активного развития электронных средств коммуникации.

Второй законопроект не менее важный, связан с внесением изменений в так называемый трехглавый закон (Об информации, информатизации и защите информации - прим. ТАСС-Телеком), который посвящен терминологическим и юридико-техническим аспектам, связанным с правоотношениями в электронно-коммуникационных сетях, в том числе, и в сети Интернет. Одна из проблем нашего законодательства, а соответственно, правоприменения и эффективного развития этой отрасли - отсутствие в законодательстве даже базовых понятий, описывающих процессы, происходящие в Интернете. Юридическое закрепление этих терминов в законе сделает отрасль более инвестиционно-привлекательной, а ее участников - более защищенными от различных злоупотреблений как со стороны отдельных представителей властей, так и со стороны мошенников. Ведет комитет работу и над целым рядом законопроектов, связанных с качеством и стоимостью услуг связи, что также важно для всех граждан нашей страны. Серьезно комитет занимается проектами, связанными с электронной торговлей, защитой прав на интеллектуальную собственность, электронным документооборотом и законодательной поддержкой предприятий информационно-коммуникационной сферы.

- Относительно новации, предложенной Валерием Комисаровым, о том, что сайты могут быть зарегистрированы как СМИ. Ряд правозащитников усмотрели в этом попытку ввести контроль над всем Интернетом. Как Вы считаете, эти опасения оправданы?

- Я считаю, что опасения эти абсолютно несостоятельны. Работа по этому законопроекту ведется с привлечением самого широкого круга экспертов, в том числе, медиасообщества и институтов гражданского общества. Законопроект вывешен на публичное обсуждение на сайте комитета. Работу по поправкам, которые сейчас поступают, мы будем вести также открыто и публично, чтобы как раз снять любые опасения по поводу наличия скрытых угроз. В отношении электронных ресурсов, как я уже говорил, будет действовать добровольный порядок регистрации. Поэтому ситуация, когда какой-нибудь магазин по продаже шин или ваш блог в ЖЖ будет кем-то со стороны признан СМИ, не возможна. Добавлю для чувствительной части аудитории, что не только мы в Госдуме, но и президент страны, и премьер правительства России высказываются против установления контроля над всем Интернетом, понимая неэффективность подобных действий в экстерриториальной среде всемирной паутины. Это, однако, не отменяет борьбу с пиратством, порнографией, ксенофобией, пропагандой наркотиков и другими социальными вызовами в Сети.

- Какие поправки уже предложены к этому законопроекту?

- Сейчас идут поправки, связанные с уточнением набора документов, которые необходимы для получения лицензии. Очень активно обсуждаются вопросы, касающиеся формулировок тех или иных норм. Как только у нас будет сведен весь список поправок, мы их обязательно вывесим на сайте комитета, и у каждого желающего будет возможность каждую из них обсудить или высказать свое мнение.

- Поправки буду вывешены до заседания комитета перед вторым чтением?

- Работа будет идти следующим образом. Сначала все поправки буду собраны, потом они буду обсуждаться на рабочей группе членами нашего комитета и параллельно будут публично обсуждаться в Интернете. Только после обсуждения будет проведен комитет. После комитета мы также вывесим решение по поддержке или отклонению тех или иных поправок. Как процесс обсуждения, так и решение комитета будут публично доступны на нашем сайте.

- Когда примерно может пройти второе и третье чтение?

- Наша задача постараться в этом созыве Госдумы сделать так, чтобы социально-значимые законопроекты, в том числе и этот, прошли процедуры трех чтений в Госдуме и были направлены на дальнейшее утверждение в Совете Федерации и президентом страны.

- Пожалуй, вызывающий наибольшее количество споров и полемики вопрос: сайты - это СМИ или нет?

- Здесь не может быть одного варианта ответа, потому что по функционалу сайты различаются. Одни из них являются просто виртуальными представительствами организаций, другие - интернет-магазинами, третьи - поисковыми инструментами, четвертые - информационными хабами или библиотеками. Вряд ли все они воспринимают себя как СМИ. Есть большое количество дискуссионных площадок, блогов и сервисов по обмену информацией, в которых люди общаются по интересам или делятся своей личной точкой зрения, и тоже вряд ли они решат позиционировать себя как СМИ и захотят получать соответствующую лицензию.

А вот электронные версии офф-лайновых СМИ, другие электронные ресурсы, которые создавались, как СМИ или в ходе своего развития доросли до понимания того, что они хотят быть средством массовой информации, конечно же, будут заинтересованы в таком статусе. На парламентских слушаниях, которые у нас проходили 16 марта, их проводил мой коллега – депутат Роберт Шлегель, они выступали с просьбой дать такую возможность для того, чтобы, в том числе, иметь и те преференции, которые у нас существуют для средств массовой информации.

- Недавно ФСБ и ряд силовых структур предложили ввести контроль над такими сервисами, как Gmail, Hotmail, Skype. До 1 октября специальная межведомственная комиссия подготовит предложения по этому поводу. Депутаты, члены Вашего комитета в нее войдут?

- Это правительственная комиссия, она сформирована из представителей министерств и ведомств, входящих в структуры правительства РФ. Я уверен, что мы сможем довести наше мнение и позицию экспертного сообщества, до членов комиссии и будем услышаны.

Хочу в целом сказать, что на заседании межведомственной комиссии обсуждался вопрос о том, что сервисы, которые тяжелы для дешифровки, потенциально могут использоваться террористами и преступниками. Естественно, такая угроза есть, но в условиях современного общества и большого выбора подобных сервисов запрет того или иного ресурса не решит поставленную проблему. Преступник просто перейдет на альтернативный сервис. Я уверен, что комиссия будет вырабатывать предложения, которые будут соответствовать высокотехнологическому уровню развития общества. Современные проблемы нужно решать современными способами.

- В законопроекте, о котором мы с Вами сейчас говорили, а также ещё в одном, который недавно внесло правительство РФ, СМИ разрешается создавать автономные учреждения. Какие возможности, на Ваш взгляд, это предоставит СМИ?

- Это очень важный законопроект, прежде всего для большого количества районных и муниципальных средств массовой информации. Предоставление им возможности получения статуса автономных учреждений одновременно даст им возможность получать доходы от размещения рекламы, обеспечивая большую независимость от местных или региональных бюджетов. Статус автономных учреждений позволит СМИ гораздо проще общаться с подрядчиками, потому что не нужно будет следовать требованиям 94 федерального закона о государственных закупках, который для районных газет и телеканалов очень трудозатратен, как по времени, так и по процедуре. Облегчение хозяйственной деятельности для СМИ будет очень ожидаемым с их стороны и позволит чувствовать себя гораздо более уверенно, спокойно и, соответственно, больше концентрироваться на своей работе, а не на финансовых аспектах. Надеюсь, это решение повлияет и на уровень зарплат сотрудников, работающих в редакциях.

- Сейчас идет работа над новыми редакциями сразу нескольких базовых федеральных законов. К примеру, над законом об образовании. А нужно ли подвергать закон о СМИ таким реформам? Или можно внести ряд поправок, а сам он соответствует современным реалиям?

- В Государственной Думе сформирована рабочая группа под руководством Олега Викторовича Морозова, которая занимается анализом всех поступающих предложений по внесению изменений в федеральный закон "О средствах массовой информации". Сам закон, я считаю, в свое время был одним из важнейших законов нашего молодого государства. Поэтому уверен, что любые изменения в него необходимо принимать после очень взвешенного всестороннего обсуждения для того, чтобы нормы, которые предлагаются, были эффективны. В то же время, понятно, что и наше государство, и правовое регулирование, и существующие современные технологии не стоят на месте. Нужно, чтобы закон был современным, отражал те реалии, которые есть в жизни. Поэтому уверен, что работа над совершенствованием закона о СМИ продолжится. За время его существования уже 11 раз вносились поправки в текст закона, и это естественный процесс для любого закона. Сделаю все, чтобы работа по подготовке изменений в законодательство проводилась публично, продуманно и планомерно.

- Действующий закон о рекламе предписывает введение техрегламента для рекламных носителей. И Вы в 2007 году соответствующий законопроект внесли. На каком этапе сейчас находится данная инициатива?

- Я присоединился к инициативе, которая была внесена коллегами еще в четвёртом созыве Госдумы. Я считаю, что вопросы безопасности информационных носителей и рекламных технологий являются одними из важнейших для цивилизованного развития коммуникационной сферы. Действующие нормы федерального закона о рекламе впрямую предусматривают наличие такого технического регламента. В его отсутствие разные регионы нашей большой страны руководствуются совершенно разными, часто противоречащими друг другу и действующему законодательству документами с неопределенным правовым статусом. Это создает огромное поле для коррупции и злоупотреблений, отбрасывает коммуникационную отрасль назад и мешает ей развиваться, поэтому принимать технический регламент необходимо в минимально возможные сроки. Сейчас работа над ним проводится в правительстве РФ. Надеюсь, результаты мы вскоре увидим.

- После внесения этого законопроекта эксперты заявили, что порядка 70% рекламных носителей придется заменить. Это так или все-таки эта цифра меньше?

- На самом деле оценки могут быть разными - смотря с чем сравнивать. В условиях отсутствия технического регламента все 100% конструкций могут быть признаны незаконными и уничтожены, что гораздо хуже. Я уверен, что любая систематизация приводит к введению новых, более продуманных, структурированных требований к безопасности. Так как технические регламенты устанавливают необходимые меры по обеспечению безопасности, то понятно, что конструкции, которые им не соответствуют – небезопасны. Поэтому конструкции, не соответствующие этим нормам, должны быть заменены. При этом в любом законе предусмотрены переходные положения, определяющие период, в течение которого оборудование, не соответствующее вводимым нормам, должно быть заменено на новое.

- 14 апреля в Госдуме прошли очень интересные слушания, посвященные реализации проекта "Электронный парламент". Эта система будет общероссийской? Она свяжет все заксобрания с Госдумой и между собой?

- Это одна из задач, которая обязательно должна быть решена. Задач гораздо больше. Это и вопрос доступа наших граждан к обсуждениям, происходящим в Парламентском сообществе, и к решениям, которые принимаются в Госдуме и законодательных собраниях регионов. Это и вопрос электронного документооборота и взаимодействия с более чем 700 субъектами законодательной инициативы, которые предусмотрены нашим законодательством. Мы уверены, что формирование правового поля способно увеличить интенсивность законотворческой работы и качество принимаемых законов. Одновременно ресурсы должны сохранять всю информацию о нашем парламентаризме. Мы сейчас помогаем нашим ученым в восстановлении архивных данных о первом заседании, состоявшемся в 1906 году в Таврическом дворце. Также, с учетом современных технологий, мы должны фиксировать для собственной аналитики и будущих поколений факты, связанные с законотворческой деятельностью в современной России. Уже сделано многое, в Госдуме действует государственная автоматизированная система "Законотворчество", позволяющая отслеживать движение документов и принимаемые решения. Все эти документы сразу же выкладываются на сайте Госдумы. Это только первый блок вопросов, который решен. Мы обязательно будем работать и дальше. В частности, если говорить об интерактивной части, на нашем сайте мы к концу года должны закончить блок, который позволит работать с нашим ресурсом людям с ограниченными возможностями и пользователям, не владеющим русским языком. Будет также введена в действие версия программного обеспечения, которая позволит пользоваться информацией о деятельности парламента на мобильных и планшетных устройствах. Таким образом, мы надеемся, что прямая связь с нашими избирателями и особенно с теми, кто хочет активно участвовать в процессе законотворчества, будет гораздо более широкой и эффективной.

- Вы сказали о "правовом поле". То есть, получается, что для внедрения системы "электронного парламента" нужно менять ряд законов, а также предполагается техническое обновление?

- Естественно. Только что мы приняли очень важный законопроект об электронной цифровой подписи. Вообще необходимо правовое осмысление всего, что связано с электронным документооборотом, и с тем, какой статус существует у тех или иных электронных документов, и каким должны быть взаимоотношения между электронными и физическими экземплярами документов. В этом важнейшем процессе мы также будем рассчитывать на участие и методическую поддержку нашего научного сообщества из Российской академии наук, российских академических кругов и экспертных организаций. Мы будем достаточно широко смотреть на передовой международный опыт для того, чтобы там, где можно не изобретать велосипед, пользоваться уже существующими доказавшими свою эффективность решениями.

- Где субъектам брать средства на техническую реализацию этой идеи?

- Есть федеральная целевая программа по созданию электронного правительства, проект "Электронная Россия", другие проекты, инициированные на федеральном уровне. Кроме этого, необходимо обязательно находить источники бюджетного финансирования и на региональном уровне. В то же время, очень важно для правильного использования бюджетных средств определиться с техническим заданием, описывающим, что необходимо делать и как определить критерии оценки эффективности этих вложений. Это позволит создавать продукты, которые будут действительно удобны и эффективны в использовании. Такая задача есть, и я уверен, что мы сможем найти грамотное решение.

- К какому году все это будет реализовано?

- Первые версии таких программных продуктов уже работают во многих субъектах, а в некоторых регионах существуют и более продвинутые версии. Наша задача создать единое правовое поле, включая стандарты ввода, структурирования и обмена информацией для того, чтобы эти ресурсы были понятны всем участникам и совместимы с системами, разрабатываемыми у них. Это задача, над которой мы сейчас работаем, и обязательно должны ее решить в ближайшее время. Иначе многообразие несовместимых программных продуктов в этой сфере приведет к потере эффективности всей системы электронного документооборота между представительными органами власти и всеми пользователями системы.

корр.ИТАР-ТАСС Анатолий Бочинин


Комментарии

↑ наверх