Выручка в девяти округах операционной деятельности SSTL выросла на 2,4% по сравнению с первым кварталом 2013 года. В связи с данными результатами изменились ли сроки выхода компании на безубыточность?
Этот период неопределенности после отзыва у нас лицензий, который продолжался больше года, не мог не сказаться на наших планах и финансовых показателях. В соответствии с нашей стратегией мы передвинули этот срок и планируем до конца следующего года выйти на безубыточность. Мы остались в девяти округах, пересмотрели наши затратную и доходную части и определись пока с таким сроком. Фактически год компания плыла по течению и не осуществляла новых серьезных подключений, не тратила деньги на маркетинг, на дистрибуцию. Было непонятно, останемся мы здесь или нет. В такой ситуации никто не делает серьезных вложений. Сеть просто поддерживается. Сейчас мы опять получили лицензию и решили восстановить статус-кво, активно вкладываясь, в частности, в привлечение абонентов.
В девяти округах операционной деятельности компании число абонентов передачи данных во втором квартале сократилось на 1,7% в результате выбытия неактивных пользователей. При этом количество активных абонентов SSTL продолжает расти. Когда завершится процесс выбытия неактивных пользователей?
Если посмотреть на состояние абонентской базы в тех округах, в которых мы остались, она растет. Оставшиеся 13 округов формально числятся за нами и пользователи там пока как бы считаются нашими абонентами. Согласно правилам местного регулятора в сфере телекоммуникаций /Telecom Regulatory Authority of India, TRAI/, абонент, который не разговаривает, списывается из базы только после определенного срока. Этот процесс практически завершен. В текущем квартале он не окажет никакого влияния на прирост абонентов.
А вы довольны нынешними темпами прироста абонентов?
Нет, не доволен. Поэтому мы будем достаточно агрессивно работать в этом направлении, однако, только что касается привлечения пользователей наших услуг по передаче данных. Мы решили, что наша компания будет главным образом развиваться в сфере предоставления услуг по передаче данных.
Можно об этом подробнее? Что представляет собой новая стратегия SSTL по развитию преимущественно услуг по передаче данных?
Стандарт CDMA не является доминирующим в Индии. При этом большая часть мобильного бизнеса – предоставление голосовых услуг. Однако, если сравнить преимущества стандарта CDMA в плане внедрения технологической платформы нового поколения EV-DO Rev.B, то есть модернизации технологии передачи данных, то они позволяют быть очень конкурентоспособным. В этом смысле мы становимся лучше, чем рынок. Это высокая скорость, стабильность, проникновение большое. Никаких проблем со связью не будет. В этом диапазоне покрытие лучше, а затраты меньше. Когда мы получим выигранную на аукционе в марте третью несущую частоту, которую уже ждем полгода, то в течение трех недель запустим сеть в новом режиме. Это будет наиболее конкурентоспособное предложение на индийском рынке по скорости, стабильности и цене. Третью несущую частоту мы выиграли полгода назад, заплатили за нее и до сих не получили.
Что представляет собой эта технология EV-DO Rev.B?
EV-DO Rev.B – это модернизация нашего стандарта CDMA. Он относится ко второму поколению мобильной связи, как хорошо знакомый всем GSM. Следующая ступень это модернизация существующего стандарта, по сути 3G после GSM, в результате которой значительно возрастает скорость передачи данных.
Ранее правительство Индии разрешило иностранным компаниям владеть 100% в телекоммуникационных предприятиях, осуществляющих свою деятельность на территории республики. Вы поддерживаете данное решение?
Мы позитивно оцениваем данное решение властей. В случае владения 100% акций становится возможным прямое финансирование со стороны головной компании. Однако кроме данного шага, для привлечения инвесторов многое еще предстоит сделать. Главным образом, регламентировать процесс слияний и поглощений /M&A/. Например, если одна компания хочет приобрести другую, то она, в первую очередь, интересуется ее частотным ресурсом. В Индии, если вы покупаете компанию, у которой есть частотный ресурс, регулирующий орган в сфере телекоммуникаций обязывает вас отдельно покупать частоты. То есть придется доплатить разницу между аукционной ценой частот и рыночной, из-за чего сделка теряет весь смысл. Не отрегулирован вопрос и распределения спектра /spectrum sharing/, когда вы можете поделиться частью своего ресурса с другим оператором для более разумного использования частот. У компании бывают излишки частот, пользование которыми на договорной основе другой фирмой в Индии запрещено. Получается, что компаниями часто обладают избытком частот. Эти вопросы необходимо отрегулировать в соответствии с мировым опытом и внедрить здесь.
На каком месте сейчас находится SSTL по числу пользователей ее услуг передачи данных и есть ли возможность стать лидером по данному показателю?
Мы входим в первую тройку. Что касается того, выйдем ли мы на первое место в сфере услуг передачи данных, то никто этого не исключает. Это все зависит от состояния индийского рынка, который очень интересный и достаточно неожиданный. Никто не берется сейчас предсказывать что-то и загадывать. В данный момент сложилась непростая ситуация с низким обменным курсом индийской рупии. Это сыграет отрицательную роль для всего телекоммуникационного бизнеса.
Что Вы подразумеваете под отрицательной ролью?
Во-первых, базовое оборудование у большинства операторов куплено в кредит у зарубежных производителей, которым нужно выплачивать его в твердой валюте. Во-вторых, "начинка" мобильных устройств, в основном, импортная. Даже те компании, которые производят гаджеты здесь, собирают их в основном из импортных комплектующих. Падение курса, таким образом, ухудшает покупательную способность и будет способствовать росту цен устройств и соответственно снижению покупательной способности населения. Пока все движется вперед на старых запасах. Это особенно плохо в преддверии праздника Дивали /фестиваль огней будет отмечаться в Индии в начале ноября/, когда люди традиционно дарят друг другу подарки, среди которых значительной популярностью пользуются гаджеты.
Раз Вы уже заговорили о Дивали, наверное, к этому времени готовится презентация новых мобильных устройств?
Да. Самые популярные устройства здесь – самые бюджетные. Индийский рынок – это преимущественно рынок бюджетных телефонов. Основной прирост абонентской базы сейчас происходит за счет молодежи: средний возраст вновь прибывающих абонентов – 25 лет. Это самые молодые пользователи в мире. Для сравнения, в Китае средний возраст составляет 34 года. Это, как правило, люди, зарабатывающие не так много. Поэтому мы сфокусируемся на выпуске бюджетных устройств. Тем не менее, мы не можем забывать об абонентах с высоким доходом. В ближайшее время будет представлена полностью обновленная вся линейка телефонов. Все необходимые договоры уже заключены, а закупки оформлены. Поставки начнутся в ближайшее время.
Сколько будет новых устройств?
Пять-шесть образцов различных производителей и ценовых диапазонов. С точки зрения потребителя, это будут самые популярные изделия. Например, сейчас очень популярными являются устройства с экраном 5,5 дюймов. Будут такие устройства с выгодными тарифами, особенно, что касается услуг передачи данных. Зачастую наши абоненты жаловались, что не получают достаточно опций. Эту проблему мы решили. Соответственно будет обновлена линейка тарифов.
А сколько уже составили инвестиции SSTL в экономику Индии?
Объем инвестиций составил $3,6 млрд. Мы считаем, что такой размер инвестиций достоин уважения. Мы очень хотим работать на индийском рынке, но вместе с тем мы хотим в ответ уважительного отношения, в том числе, по своевременному получению частот.
Ранее другим оператором в Дели и Калькутте были запущены услуги 4G. Есть ли у SSTL соответствующие планы?
Я очень осторожно отношусь к этой истории. Любой рынок должен созреть для соответствующих сетей. В Индии интернетом пользуются только 13% населения, широкополосным – 1%. Что это означает? 4G отличается от предшествующих технологий только более высокой скоростью передачи данных. Это рассчитано на территорию с большим потреблением интернета. Тут его просто нет. Нет смысла строить громадную трассу, по которой проезжает одна машина. Это неразумно – инвестиции, которые никогда не окупятся. Показатель ARPU /средняя выручка на одного абонента в месяц/ в данном сегменте очень низкий – от $1,5 до $2 в месяц по сравнению, например, с $40 в Европе. 4G – это красивая история, скорее, имиджевые вещи. Иллюзий у дистрибьюторов по этому поводу нет. Кроме того, даже для просмотра видеороликов на сайте YouTube, не говоря уже о пользовании социальными сетями, такая скорость не нужна.
Многие эксперты считают, что в ближайшее время Индию ожидает консолидация на рынке мобильных операторов. Что Вы думаете по этому поводу?
Я полностью согласен с таким мнением. Неправильно, когда в одном лицензионном районе присутствуют от 10 до 13 операторов. Частотный ресурс ограничен. В одном лицензионном районе, согласно, общемировой практике, присутствую не более пяти операторов. Тогда можно разумно распределять частотный ресурс. Кроме того, это неразумное расходование средств. Держать 13 штаб-квартир, глав компаний. Это огромные затраты на персонал, на базовые станции. От ценовых войн в итоге проигрывают все стороны. Процесс консолидации неизбежен. Экономика приведет к тому, что кто-то не выдержит. Причем все это случится очень быстро в течение нескольких лет.
Можно ли сказать, что конфликт с отзывом лицензий у SSTL исчерпан?
Да, конфликт с отзывом лицензий у SSTL исчерпан. Мы приняли обдуманное решение. И остались на индийском рынке.
SSTL уделяет значительное внимание социальным проектам. Как продвигается работа в этом направлении?
Работа идет. Недавно мы собрали два больших грузовика, в том числе, одежды, пострадавшим от наводнения в штате Уттаракханд. Собирали все у нас в офисе на добровольной основе. Примечательно, что откликнулись все наши сотрудники. Приносили одеяла, лекарства, еду, одежду – все то, что необходимо людям. И мы с огромным удовольствием отправили всю эту помощь пострадавшим. Мы очень социально ориентированная компания. Таких проектов много.
Последний вопрос, если Вы не возражаете, будет о Вас как россиянине, который приехал в Индию. Что Вам понравилось больше всего и что совсем не понравилось?
Больше всего в Индии мне понравились сами индийцы. Они очень открытые, эмоциональные, добродушные. Люди здесь стали моим самым ярким впечатлением. Не понравились мне пробки на дорогах. Я живу в Гургаоне, но часто приходится ездить по городу. Это отнимает много времени. Каждое место, в котором я побывал в Индии, а путешествую я много, по-своему уникально. Дели – это столица, энергичная. Керала и Тамилнад обладают каким-то особым колоритом. Гуджарат – индустриальный центр с его автомобилестроительными заводами. Раджастхан и его столица Джайпур поражают своей историей – крепостями и храмами. Попасть туда – невероятная удача для всех, кто интересуется историей. Бангалор – центр IT мирового значения. Эта лавина людей как муравьев в очках с портфелями на велосипедах, которые утром отправляются на работу. Видно, какая интеллектуальная мощь скрывается в этих офисах.
Александр Антипин
Избранное по теме
11.09.2013 10:44 // Зарубежные рынки, Интернет, Мобильная связь
МТС в Индии пока не собирается запускать собственную сеть 4G
SSTL, МТС, Индия, 4G, LTE, интервью
11.09.2013 10:34 // Зарубежные рынки, Мобильная связь
МТС в Индии уверена в скорой консолидации рынка мобильных услуг страны
мобильные услуги, консолидация, рынок, Индия, интервью, МТС, SSTL
11.09.2013 10:24 // Зарубежные рынки, Мобильная связь
МТС в Индии считает необходимым предпринять ряд шагов для привлечения инвестиций в сферу мобильных услуг страны
мобильные услуги, МТС, Индия, инвестиции, SSTL
11.09.2013 10:14 // Зарубежные рынки
МТС в Индии подготовила сеть к модернизации до нового поколения связи – интервью
МТС, SSTL, Индия, модернизация, сети связи, интервью
11.09.2013 10:11 // Зарубежные рынки, Активы
Инвестиции МТС в развитие бизнеса в Индии превысили 3,6 млрд долларов – интервью
SSTL, инвестиции, бизнес, Индия, МТС










Комментарии