appstoreappstore

справочник

Лещенко Михаил Заместитель генерального директора ОАО "Связьинвест"

и ещё:

ГлавнаяИнтервьюЗарубежные рынки

27 декабря 2011

Всеволод Розанов: "Главное, чего мы добились в Индии, это создание бизнеса и популяризация бренда МТС"

УПОМИНАЮТСЯ

Организации
  1. Мобильные ТелеСистемы, ОАО


Глава Sistema Shyam TeleServices Limited, дочерней компании АФК "Система" в Индии, оказывающей услуги связи под брендом МТС, Всеволод Розанов рассказал в интервью ТАСС-Телеком о характерных чертах индийских бизнесменов и достижениях российского оператора на индийском рынке сотовой связи.

 

- Каковы основные направления деятельности Sistema Shyam TeleServices? Изменились ли они с момента выхода компании на индийский рынок?

- Компания работает на индийском рынке мобильной связи вот уже более трех лет. В октябре 2009 года в штате Раджастхан мы начинали с предоставления услуг голосовой связи для массового потребителя. Параллельно мы начали строить сеть в других регионах страны и под брендом МТС запустились в марте 2009 года в штатах Тамилнад и Керала. Потенциал данного сегмента рынка по первоначальному мнению был настолько велик, что нашей основной задачей стало построение масштабного бизнеса, основанного именно на голосовой связи. Однако уже после первых трех запусков стало ясно, что конкуренция усилилась настолько, что для достижения окупаемости компания должна была увеличиться до абсолютно невероятных размеров, и стратегия была скорректирована в сторону приоритезации на передаче данных. Тогда, в октябре 2009 года, мы запустили в Дели модемы на базе технологий EV-DO, которые на тот момент являлись самыми передовыми в Индии. В отличие от рынка голосовой связи, на котором работали 15 операторов, самые продвинутые услуги в обалсти передачи данных кроме нас предоставляли еще две компании. Сейчас мы запустили третье направление бизнеса – доступные по цене (менее 100 долларов) смартфоны на базе операционной системы Android, включающие достаточно привлекательные предложения голосовой связи и передачи данных. 

- Почему тогда компания решила выйти именно на индийский рынок?

- Очевидно, что будущее отрасли связи за игроками с глобальной шкалой масштаба, и АФК "Система" рассматривала возможность выхода за пределы стран бывшего СССР. Мы выбирали из развивающихся рынков и методом исключения пришли к Индии. Рынки Латинской Америки – также достаточно быстрорастущие, но в то же время низко маржинальные, находятся достаточно далеко и с точки зрения практической управляемости и политической поддержки предоставляют ограниченные возможности. Рынки Африки являются очень интересными, но маленькими, поэтому там одновременно необходимо заходить в пять-десять стран, как это делает сейчас индийский оператор Airtel. Рынки восточной Европы являются также относительно небольшими и практически достигли полного проникновения, при этом затраты на приобретение достаточно большие. Поэтому мы и присматривались в основном к рынкам Азии. В Индии есть свои особые преимущества: открытый рынок, прозрачная судебная система, сильные политические контакты и связи, эмоциональная близость между нашими странами, которая также во многом помогает. Кроме того, потенциально это самый крупный рынок, который по численности населения скоро опередит Китай и на котором относительно комфортно работать. Все операции осуществляются на английском языке, что также существенно облегчает работу. Решение прийти сюда было, на мой взгляд, абсолютно логичным. 

- Можно ли выделить какие-то характерные черты индийских бизнесменов? 

- В этом вопросе очень сложно и, полагаю, неправильно обобщать, поделюсь рядом своих наблюдений. Более жестких и эффективных переговорщиков чем в Индии я никогда и нигде не видел. Внимание уделяется максимальному извлечению выгоды и минимизации затрат. В первый год работы в Индии присутствие на переговорах с партнерами, вместе с моими коллегами-индийцами было для меня бесценным опытом. Проявляется потрясающая изобретательность и эффективная аргументация, казалось бы, заведомо проигрышных позиций. В России, да и в других странах я такого не встречал, и большинство российских предпринимателей, выходя на индийский рынок, полагаю, даже не подозревают об этом. Во многом поэтому, в Индии нежелательно работать без местных партнеров. С другой стороны, процесс заключения партнерских соглашений и поиска партнеров достаточно непростой. При этом отмечу, что когда стороны договорились, обычно условия договоренностей очень четко соблюдаются.

- Есть ли что почерпнуть России из развития телекоммуникационного бизнеса в Индии?

- Рынок в Индии настолько конкурентный, что операторам на нем приходится не только бороться за выживание с точки зрения оптимизации затрат, но и изобретать такие продукты и тарифы, которые при минимальной стоимости звонков позволяют получать прибыль. Индийский рынок сотовой связи сочетает в себе уникальные возможности роста, который демонстрируется большинством рынков развивающихся стран, но в то же время фокус на оптимизацию затрат, присущий в основном развитым рынкам, если и не доведен до совершенства, то находится где-то очень близко к нему. 

- Когда Sistema Shyam TeleServices планирует начать получать прибыль в Индии?

- Мы планируем выход на положительную EBITDA в 2013-2014 годах. Если соответствующих результатов удастся достичь, то это будет самый быстрый прогресс за всю историю развития очень капиталоемкой отрасли. Пока очень многие игроки в Индии не смогли достчь этого показателя - здесь работают только четыре оператора с положительной EBITDA. 

- Сейчас в Индии проходит крупнейший рок-фестиваль, спонсором которого в этом году стала ваша компания. Насколько такие мероприятия позволяют привлечь дополнительный интерес к бренду, и собираетесь ли вы продолжить эту практику в будущем?

- Основная цель данных мероприятий – развитие бренда и его популяризация среди целевой аудитории – потребителей наших новых услуг передачи данных и смартфонов. Это ребята, которые учатся в университетах или только окончили их и начали работать. То есть люди, которые хотели бы стать участниками социальной активности в Интернете, но пока такой возможности не имеют. С ними мы и планируем работать. Рок-фестиваль – стал нашим первым серьезным опытом такого рода, и, безусловно, мы будем продолжать поддерживать подобные мероприятия. Мы также уделяем очень много внимания поддержке студенческих СМИ, в частности газет и журналов, издаваемых в университетах и институтах. 

- Каких результатов вам уже удалось достичь в Индии?

- Главное, чего мы здесь добились, это создание бизнеса и популяризация бренда МТС. За последние три года мы ежегодно практически утраиваем выручку - начинали с 30 млн долларов, а в прошлом году заработали уже более 115 млн долларов. Кроме того, мы являемся первой крупной российской компанией, работяющей с конечным потребителем, вышедшей за пределы бывшего СССР и продвигающей российский бренд, и это является особой гордостью для наших сотрудников – россиян – и для меня лично. Что касается цифр, то они разнятся в зависимости от регионов - в наших ведущих регионах - штатах Раджастхан, Западная Бенгалия и Карнатака доля на рынке составляет больше 5%, доля в новых подключениях – 8-15%. Это столпы нашего бизнеса. В целом по стране мы приближаемся к отметке 15 млн абонентов, при этом темпы роста бизнеса не снижаем – в октябре наша абонентская база пополнилась на миллион человек! Это позволило выйти на второе место в мире среди операторов CDMA после China Telecom по количеству подключений новых абонентов. 

Александр Антипин

 

         

Комментарии

↑ наверх