appstoreappstore

справочник

Севастьянов Дмитрий Генеральный директор ОАО "Газпром космические системы"

и ещё:

ГлавнаяСтатьиМобильная связь

Аттестат зрелости

Итоги 2010 года говорят о том, что у отечественных связистов начинается новая эпоха

10 февраля 2011


Итоги 2010 года говорят о том, что у отечественных связистов начинается новая эпоха

Российский рынок связи возмужал и перестает расти

Предварительные итоги-2010 говорят о том, что у отечественных связистов начинается новая эпоха. "Тучная пора", когда рост доходов от телекоммуникационных услуг в России год от года превышал 20%, осталась в прошлом.
Еще недавно, например, с 2004-го по 2009-й по этому показателю страна была абсолютным мировым рекордсменом, значительно опережавшем даже лидировавших вместе с ней соседей по группе БРИК. У занимавшей второе место Индии, по подсчетам британского регулятора Ofcom, рост на том же отрезке составил 10,4%, а у Бразилии, замкнувшей трио, 9,8%. Доходность китайских телекомов ограничивалась 6%, а лучшие из развитых, Австралия и Канада, лишь приблизились к последней цифре.

У развилки
Однако второй год подряд рост на российском рынке связи существенно притормаживает. По предварительной оценке Минэкономразвития, в сопоставимых ценах в 2010-м он составил 2,3% (при объеме рынка в 1381,6 млрд. руб.). Как водится, лучше (4,5%) проявил себя сегмент подвижной связи. Впрочем, и там, как признают сами операторы, надеяться на сохранение сегодняшних показателей, когда у некоторых компаний маржа операционной прибыли достигает 45%, не приходится.
Такая ситуация, складывающаяся и в других государствах СНГ, конечно, не стала неожиданностью и являет собой типичную примету зрелости рынка. А в падении доходов на фоне возросшего проникновения услуг есть и свои положительные свойства. В конце концов, высокая прибыльность всегда привлекает в сектор слишком много случайных участников. Тем не менее, телекоммуникационным операторам приходится задумываться о том, как жить дальше, учитывая хотя бы их большие накладные расходы.
Один из возможных путей очевиден – внешняя экспансия, которая сегодня оправдывает себя, пожалуй, лишь на глобальном уровне. Это под силу только крупнейшим игрокам, вот и лидеры российской сотовой связи, судя по всему, пытаются такой вариант использовать. Правда, оригинальным его не назовешь: по данным американской Booz & Company, уже сегодня три четверти абонентов Европы и Ближнего Востока принадлежит именно глобальным операторам.
С другой стороны, есть внутренние резервы. Так, доля услуг по передаче данных в выручке российских телекомов, как считает Ofcom, пока лишь ненамного превышает 10%. А, например, у японских приближается к 50. Такая разница, конечно, в немалой степени обусловлена нехваткой сетей последующих поколений (СПП). Однако окупаемость таких инвестиций даже в мировой практике до сих пор остается под большим вопросом. Поэтому и в развитых державах в их прокладке все чаще участвует государство.

Впереди - консолидация
Правда, бурный рост мирового трафика передачи данных, как известно, тоже сам по себе создал большие проблемы. На днях это продемонстрировала специализирующаяся на сетевых решениях американская Tellabs. В конце прошлого – начале нынешнего года она провела исследование, посвященное созданию и обслуживанию СПП. Соответствующие затраты Tellabs сопоставила с доходами операторов западной Европы, Северной Америки, а также наиболее продвинутых стран Азии. И пришла к выводу: даже при самом консервативном варианте через два с небольшим года телекомы, начиная с американских, могут остаться вообще без прибыли.
Спасение для операторов Tellabs видит в скорейшем развитии дополнительных услуг, не связанных с пропускной способностью сетей. К примеру, в создании и распространении мобильных приложений. Тем более, что это направление растет стремительно - уже в нынешнем году, по прогнозу Gartner, доходы там составят свыше 15 млрд. долларов.
Опасения Tellabs разделяют многие участники рынка. Это, в частности показал опрос, проведенный Economist Intelligence Unit среди топ-менеджмента операторов, а также поставщиков контента, программного обеспечения и телекоммуникационного оборудования. Наиболее острыми проблемами, с которыми компании сотовой связи могут столкнуться в ближайшие три года, респонденты (в порядке важности) назвали ценообразование, создание и обслуживание СПП, а также контент и приложения.
Большинство специалистов, в частности, отметило нехватку новых ценовых моделей. А вот по поводу эффективности затрат мнения разделились сильнее. Почти пятая часть опрошенных сочла, что необходимо, прежде всего, ускоренное развертывание СПП. Однако треть участников отметила: главное, чтобы сетевое хозяйство создавалось и использовалось сообща.

 

Юлий Горбунцов


Комментарии

↑ наверх