Крупнейший российский интернет-поисковик "Яндекс" наконец официально заявил о намерении провести первичное размещение акций на американской бирже NASDAQ. До этого руководство компании отказывалось комментировать информацию на эту тему.
Компания Yandex N.V., владеющая "Яндексом", уже направила в Комиссию по ценным бумагам США соответствующее заявление. Предполагается, что на бирже будут размещены обыкновенных акций класса А.
"Число акций и ценовой диапазон пока не определены", - отмечается в сообщении компании. Сообщается лишь, что часть акций будет продана из допэмиссии. В число крупнейших акционеров "Яндекса" входят фонд Baring Vostok Private Equity Fund, основатели Аркадий Волож и Илья Сегалович, Roth Advisors, а также Международная финансовая корпорация. Организаторами IPO выбраны Morgan Stanley, Deutsche Bank и Goldman Sachs, Piper Jaffray & Co. и Pacific Crest Securities. По оценкам этих банков, стоимость "Яндекса" может составить 6-9 млрд. долларов.
Полгода назад на Лондонскую фондовую биржу вышла другая российская интернет-компания – Mail.Ru Group, владеющая социальной сетью "Одноклассники", интернет-мессенджером ICQ, почтовой службой Mail.ru, а также долями в AdRiver, Sape.ru, Diary.ru, "ВКонтакте" и других сервисах. Компания тогда была оценена в 1 млрд долларов. В ходе IPO в ноябре 2010 года Mail.ru Group продала около 16,8% акций по 27,7 долларов. 17 января стоимость расписок компании достигла максимума и затем цена неуклонно снижалась.
Компания "Яндекс" развивается темпами, сравнимыми с темпами Mail.ru Group. Эксперты положительно оценивают перспективы IPO "Яндекса" и считают, что эта компания сможет добиться больших успехов, чем Mail.ru Group. По мнению аналитика "Финам" Леонида Делицина, "нет ничего удивительного, что "Яндекс" надеется получить более высокую оценку". "Это связано с его финансовыми показателями, он лидирует по выручке, а возможно, и по объему аудитории", - считает эксперт. Преимуществами "Яндекса", по его мнению, является также наличие собственных уникальных технологий и более низкая конкуренция среди поисковиков, чем среди соцсетей.
"Единственное слабое место – неясность перспектив на мировом рынке", - отмечает Делицин. Компания сейчас занимает около 65% российского рынка интернет-поиска и старается улучшить позиции на рынках СНГ. "Успех будет в большой степени зависеть от того, сможет ли "Яндекс" стать глобальной компанией", - считает эксперт. Он также отметил, что рынок в целом сейчас настроен довольно оптимистично, особенно это касается интернет-компаний, которые еще 2-3 года назад оценивались ниже, чем сейчас.
Эксперт "Тройки Диалог" Анна Лепетухина также считает, что "перспективы этого IPO очень хорошие". "Компания интересна, прежде всего, за счет более легкого инвестмент-кейса, который будет более понятен инвесторам", - отмечает она. Кроме того, по словам Лепетухиной, у "Яндекса" отсутствуют риски, которые присутствуют у Mail.ru Group. "Так, Mail.ru Group сейчас трансформируется из инвестиционной в операционную компанию, в то время как "Яндекс" все время был операционной компанией", - сказала она.
Под IPO понимается первоначальное публичное предложение акций компании на продажу широкому кругу лиц. Это позволяет компаниям привлечь капитал за счет большего количества инвесторов, при этом оценка стоимости компании становится более объективной, а сама компания – более публичной. Настоящий бум IPO был связан с выходом на рынок так называемых "доткомов" в конце 90-х, в 1999 году был побит рекорд: на рынок впервые вышли свыше 200 компаний, которые привлекли около 200 млрд долларов США.
Первой российской компанией, разместившей в 1997 году свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже, стала "ВымпелКом". В 2004—2007 годах в России наблюдается взрывной рост количества IPO. За это время свои акции на российских и западных рынках разместили такие компании, как "Калина", "Иркут", "Седьмой континент", "Лебедянский", "ВТБ", "Арсагера", а в 2006 году состоялось IPO государственной нефтяной компании "Роснефть".
Ксения Рассыпнова, ТАСС-Телеком











Комментарии