Предприятия среднего и малого бизнеса являются для телекоммуникационных операторов одним самых лакомых потребительских сегментов, приносящим стабильный доход. В прошедшем году этот рынок восстановился от кризиса и подготовился к устойчивому и плавному росту.
Виталий Солонин Ведущий консультант J’son & Partners Consulting
По оценкам J'son & Partners Consulting, на данный момент в России насчитывается более 1,4 млн компаний среднего и малого бизнеса (СМБ) с численностью работников до 250 человек. Наиболее распространённые сферы деятельности компаний СМБ – это ритейл (магазины оптовой и розничной торговли) и услуги населению (парикмахерские, ателье, фотомастерские и т.д.). В сумме два этих сегмента занимают около 45% от всех компаний СМБ. Высокая доля данных компаний обусловлена постоянным, ежедневным спросом на данные услуги со стороны населения. Самым малочисленным сегментом предприятий среднего и малого бизнеса являются добывающие предприятия, так как этот вид деятельности относится в основном к категории крупных предприятий с численностью сотрудников, значительно превышающей 250 человек. В крупнейших городах России – Москве и Санкт-Петербурге – доля компаний, которые предоставляют различные услуги населению, а также предприятий оптовой и розничной торговли несколько выше, чем в среднем по России, что вызвано большой численностью и плотностью населения в этих регионах.
Фиксированная телефония
По оценкам J'son & Partners Consulting, рынок фиксированной телефонной связи в сегменте среднего и малого бизнеса в 2010 году составил порядка 63,9 млрд рублей, что на 5% больше показателя предыдущего года. Таким образом, можно констатировать факт восстановления объёмов рынка на докризисном уровне, с тенденцией плавного повышения доходов до 69 млрд рублей к 2012 году. В данном сегменте можно выделить также следующие тренды:
• относительно невысокая доля компаний, использующих офисную АТС, – от 23 до 44% в зависимости от масштаба предприятия (численности сотрудников);
• относительно высокая доля (45%) аналоговых подключений АТС к сети местной телефонной связи;
• устойчивая тенденция по переходу компаний к использованию одного входящего телефонного номера и нескольких телефонных линий, по которым в дальнейшем посредством голосовых меню (IVR) происходит распределение вызовов на внутренний номер сотрудника или секретаря;
• относительно низкие расходы на услуги фиксированной (местной, внутризоновой и междугородной/международной) телефонии – от 2800 до 6290 рублей в целом по России на одну компанию (в зависимости от численности сотрудников);
• тенденция плавного повышения расходов в ближайшие несколько лет на уровне 7–9%, что примерно соответствует индексации тарифов.
Рынки Москвы и Санкт-Петербурга сильно фрагментированы из-за большого количества мелких и средних локальных операторов, что не характерно для России в целом, где как в частном, так и в корпоративном сегменте сильные позиции занимают традиционные операторы, входящие в состав "Связьинвеста" (от 45 до 82% рынка в зависимости от региона). При этом существует тенденция к уменьшению рыночной доли холдинга за счёт высокой маркетинговой активности крупных альтернативных операторов, предоставляющих комплексные услуги связи для бизнес-сегмента. По состоянию на первую половину 2010 года на рынке дальней связи работают восемь компаний: "Ростелеком", ТТК, МТТ , "Голден Телеком", Orange, "Синтерра", "Арктел" и "Комстар-ОТС". На рынок дальней связи в России также активно претендуют и сотовые операторы, которые подали заявки на получение соответствующих лицензий. Несмотря на либерализацию рынка дальней связи, "Ростелеком" продолжает занимать достаточно сильные позиции.
Доступ в интернет
По оценке J'son & Partners Consulting, рынок доступа в Интернет растёт более высокими темпами, чем рынок фиксированной телефонной связи. Если учесть, что проникновение услуг телефонной связи в сегменте среднего и малого бизнеса приближается к 100%, то услугами интернет-доступа пользуются около 70–80% компаний в крупнейших городах. Данный рынок, по оценке J’son & Partners Consulting, в сегменте среднего и малого бизнеса в 2010 году увеличился на 18% – до 48,4 млрд рублей. В 2011 году J'son & Partners Consulting также прогнозирует увеличение объёма рынка доступа в Интернет. Рост рынка в 2011 году может составить около 16% за счёт увеличения новых подключений и увеличения объёма потребляемого трафика среди предприятий, уже использующих Интернет. Доминирующей технологией в сегменте B2B остаётся xDSL, использующая существующие телефонные линии (от 48 до 80% всех подключений в зависимости от региона, 64% в среднем по России). По прогнозам J'son & Partners Consulting, в 2011 году доля xDSL может снизиться до 50%, в основном за счёт увеличения доли технологии Ethernet.
Около 37% компаний среднего и малого бизнеса в России имеют скорость доступа в Интернет, не превышающую 1 Мбит/с, и 27% компаний подключены на скорости от 1 до 5 Мбит/с. Среднемесячный интернет-трафик составляет от 5 до 12 Гб в зависимости от размера компании и её сферы деятельности. В Москве и Санкт-Петербурге этот показатель несколько выше, чем в среднем по России. По оценкам J'son & Partners Consulting, среднемесячные затраты (ARPU) на услуги доступа в Интернет в сегменте среднего и малого бизнеса по России составляют от 2,5 до 6,5 тыс. рублей. В крупных городах расходы на интернет-доступ традиционно превышают региональный показатель. Если в среднем по России предприятия с численностью сотрудников от 101 до 250 человек тратят на услуги доступа в Интернет в среднем 6,76 тыс. рублей в месяц, то в Москве и Санкт-Петербурге эти затраты на 30–40% выше. По данным J'son & Partners Consulting, темпы роста ARPU от услуг доступа в Интернет показывают отрицательную динамику в отличие от роста ARPU по услугам фиксированной телефонной связи в сегменте среднего и малого бизнеса. Снижение ARPU связано с высокой конкуренцией на данном рынке, а также большим количеством новых подключений, что позволяет провайдерам при незначительном снижении ARPU существенно увеличивать выручку. В целом в общем объёме затрат на услуги связи в компаниях среднего и малого бизнеса в России доля затрат на услуги фиксированной телефонной связи и доступа в Интернет практически одинакова.
Корпоративное издание "Связьинвест", №3 (105), 2011











Комментарии