appstoreappstore

справочник

Романченко Андрей Генеральный директор ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"

и ещё:

ГлавнаяСтатьиФиксированная связь

Как вычислить отечественного производителя

"Ростелеком" направил в Минкомсвязи свои предложения по методике определения понятий "российский производитель" и "российское оборудование"

08 апреля 2011

УПОМИНАЮТСЯ
Организации
  1. Ростелеком, ОАО

"Ростелеком" направил в Минкомсвязи свои предложения по методике определения понятий "российский производитель" и "российское оборудование"

"Ростелеком" направил в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ свои предложения по методике определения понятий "российский производитель" и "российское оборудование". С точки зрения специалистов компании, ныне действующая методика, предложенная Министерством экономического развития РФ, не отражает особенностей отрасли и производства высокотехнологичного оборудования. О сути возникшей проблемы и путях предлагаемого решения рассказывает старший вице-президент ОАО "Ростелеком" Алексей Ничипоренко.

Каждый раз, когда ожидается резкое повышение спроса на ту или иную продукцию, неизбежно возникает понятие "российский производитель". Неудивительно, что всё чаще это понятие обсуждается применительно к телекоммуникационному оборудованию, особенно в области беспроводного широкополосного доступа, в частности, по технологии LTE. Так, одним из условий получения лицензий на использования частот в диапазоне 2,3–2,4 ГГц для развёртывания и коммерческой эксплуатации сетей беспроводной передачи данных стало применение для их создания оборудования российского производства.

История вопроса

К вопросу о развитии собственного высокотехнологического производства телекоммуникационного оборудования в России пыталась подступиться неоднократно. При этом чаще всего прибегали к ограничениям на использование импортного оборудования и пытались заставить иностранных производителей открыть своё производство в России. Такие попытки предпринимаются с 1996 года. Пока безуспешно.

Мировой опыт показывает, что сегодня производство любого высокотехнологичного оборудования может быть конкурентоспособным, только если оно обеспечено высококвалифицированными научными и инженерными кадрами, использует постоянно обновляемую элементную базу и участвует в международной интеграции. В противном случае экономически оправданной становится только конечная сборка – наименее наукоёмкая часть производства. Но даже сборочное производство без непрерывных инвестиций в развитие и обновление придёт в упадок сразу после появления у конкурентов нового поколения аналогичного оборудования. Примеров этому множество. Один их наиболее курьёзных – завод компании Alcatel, построенный под Санкт-Петербургом для сборки телефонных станций Alcatel S12. Собирал он их до тех пор, пока окончательно не лишился своей доли рынка в конкурентной борьбе... с компанией Alcatel, которая вывела на наш рынок станции нового поколения – более компактные, надёжные и экономичные, да ещё и по более низкой цене.

Где мы, кто мы?

Быстрое развитие технологий связи заставляет производителей обновлять свою продуктовую линейку каждые 3–5 лет. При этом вопрос о производстве отходит на второй план, главные инвестиции идут в НИОКР.

Что же может сегодня предложить Россия на рынке телекоммуникационного оборудования? С точки зрения развития элементной базы радиоэлектронной промышленности за последние 10 лет в России ничего серьёзного не произошло – мировому рынку радиоэлектроники Россия пока может предложить только услуги по сборке. Причём достаточно дорогой, если сравнивать с Китаем, Филиппинами, Кореей и целым рядом других стран, специализирующихся именно на этом производстве.

С другой стороны, за последние годы Россия добилась серьёзного прогресса, например, в области программирования. Подавляющее большинство мировых производителей телекоммуникационной и компьютерной техники сами, по доброй воле и без принуждения создают в России центры разработки, включающие в себя научные исследования и производство программных продуктов, которые затем используются во всём мире. Очевидно, что, стимулируя развитие этого конкурентного преимущества, Россия могла бы занять более чем достойное место в мировой системе разделения интеллектуального труда, где наши специалисты традиционно сильны.

"Просто" не значит "эффективно"

То, что наша страна хочет иметь своего производителя, закономерно. Но сначала надо разобраться, что это такое. К решению этого вопроса подключилось Министерство экономического развития со своей методикой, которая, говорят, хорошо зарекомендовала себя в российском автопроме. По мнению Минэкономразвития, если 20% комплектующих выпускается внутри страны, а 80% завозится извне, то мы говорим пока ещё о зарубежном производстве. Но если соотношение становится 30 на 70, то это значит, что перед нами "российский производитель". Преимущество методики – необычайная простота, недостаток – невозможность применить её в области, где основная доля приходится на интеллектуальные разработки. В самом деле, если металл, резину, пластик и ткань для обшивки недорогого российского автомобиля можно купить у российского же производителя и таким образом набрать 30–40% стоимости комплектующих, то в производстве телекоммуникационного оборудования закупочная стоимость плат и компонентов не превышает 8–15% себестоимости изделия. Основная доля – около 50% – это НИОКР, сумма тех инноваций и разработок, которые производитель использует в своём продукте, остальное – техническая и программная поддержка, логистика и доставка.

Другими словами, даже если все без исключения комплектующие производитель выпустит или купит в России, то даже в этом случае он не сможет набрать требуемые 30%. И в мире нет ни одной компании (кроме узкоспециальных, например, выпускающих секретные приборы для спецпотребителей), которая использовала бы только собственные разработки и инновации. Производство компьютерного и телекоммуникационного оборудования – это одна из наиболее глобализованных отраслей промышленности. Система определения "российского производителя", основанная на оценке доли использованных отечественных комплектующих, в этой отрасли не работает.

Мы пойдем другим путем?

И вот, чтобы показать несостоятельность подхода Минэкономразвития, такие крупнейшие производители телекоммуникационного оборудования, как Alcatel-Lucent, Nokia-Siemens, Ericsson, ZTE, Huawei, приоткрыли завесу своих производственных затрат. "Оставьте производство китайцам! – говорят они. – Русские вносят свой глобальный вклад в развитие высокотехнологичного производства в интеллектуальном виде. Этот вклад очень велик, его нельзя недооценивать". "Возможно, – отвечает им государство. – Но и сборочное производство даёт рабочие места, с него гораздо проще собирать налоги".
Если производителям удастся убедить государство, то за этим последуют реальные шаги по дальнейшему развитию в нашей стране научной и инженерной базы, накоплению патентов на интеллектуальные продукты, созданные российскими специалистами, и укреплению позиций России в мировой телекоммуникационной индустрии. А если нет, то производителям придётся для отвода глаз открывать цеха по "отвёрточной" сборке своего собственного оборудования, которое так никогда и не станет по-настоящему конкурентоспособным.

Корпоративное издание "Связьинвест", №3 (105), 2011


Комментарии

↑ наверх