Оплатить проезд на метро или аэроэкспрессе, просто поднеся свой мобильный телефон к считывающему устройству на турникете, жители российских столиц смогут уже в ближайшем будущем. Это станет возможным благодаря технологии мобильных платежей Near Field Communication (NFC), которая позволяет обмениваться данными между устройствами на расстоянии около 10 сантиметров. В ноябре прошлого года сотовые операторы "большой тройки" – "МТС", "Вымпелком" и "Мегафон" – начали ее тестирование на ряде транспортных объектов и довольны его результатами.
"Мегафон", реализующий пилотный проект в Санкт-Петербургском метрополитене, собирается сделать его массовым уже в ближайшие месяцы – до сих пор в тестировании участвовали лишь блогеры и студенты. "Тестовая эксплуатация проходит успешно, запустить проект в коммерческую эксплуатацию мы планируем до конца весны", - сообщила менеджер по связям с общественностью Северо-Западного филиала компании Людмила Чехова. На этом оператор, по ее словам, останавливаться не намерен - безналичную оплату планируется ввести и в наземном транспорте города, предположительно в третьем квартале этого года.
"Для реализации услуги была выбрана технология с использованием NFC-стикера, выполненного в форме наклейки на мобильный телефон - это наиболее простой способ сделать свое мобильное устройство средством оплаты", - пояснила пресс-секретарь "Мегафона" Татьяна Иванова. Для того чтобы воспользоваться новой услугой, достаточно подключить ее в офисах продаж и обслуживания компании и получить специальную карту со встроенным чипом, которая крепится на телефон. Приблизив телефон со стикером к считывающему устройству, как обычный проездной билет, можно пройти через турникет. Пополнить счет на карте можно, отправив SMS-сообщение с суммой платежа, которую абонент хочет перевести на счет с мобильного телефона на специально выделенный сервисный номер. "В дальнейшем, когда будет создан универсальный городской билет для всех видов транспорта, с помощью данной технологии можно будет оплачивать любые поездки", - сказала Иванова.
"МТС", в свою очередь, реализует пилотный проект с Московским метрополитеном, тестирование пока продолжается, в нем участвует около 300 сотрудников "МТС" и столичной "подземки". "Точные сроки запуска решения в коммерцию будут определены после завершения этапа тестирования", - сказала представитель компании Ирина Осадчая.
В отличие от "Мегафона" "МТС" использует не стикеры, а NFC-антенны. "После коммерческого запуска проекта на территории станций метро начнут работать специальные точки, где абонентам МТС установят внутрь мобильного телефона NFC-антенну и помогут загрузить специальное приложение для покупки билетов в метро", - рассказала Осадчая. Заменить SIM-карту и установить антенну также можно будет в любом салоне "МТС" в Москве. После установки SIM-карты в меню телефона появится новый раздел, где абонент сможет выбрать и оплатить необходимое ему количество поездок. "Электронный билет загружается в память телефона и позволяет использовать телефон вместо карты оплаты для прохода в метро", - пояснила Осадчая. В компании уверены, что этот проект "перспективен для других регионов, видов транспорта и прочих видов товаров и услуг, что в итоге будет способствовать дальнейшему развитию сервисов мобильных платежей в нашей стране".
Компания "Вымпелком" (бренд "Билайн"), запустившая в ноябре пилотный проект мобильных платежей на Аэроэкспрессе, следующем до аэропорта "Шереметьево", на данный момент прорабатывает несколько вариантов подобных совместных проектов с крупными компаниям. "Внедрение инновационных технологий в повседневную жизнь стимулирует рынок - банки, транспортные компании - к созданию еще более интересных услуг для мобильных платежей", - отметила пресс-секретарь "Вымпелком" Анна Айбашева.
В петербургской компании "Технологии процессинга", которая реализует этот проект совместно с "Вымпелком", довольны ходом тестирования. "Покупка билета при помощи NFC телефона занимает несколько секунд, инициировать запрос на приобретение билета можно "в одно касание", приложив телефон к NFC метке, расположенной на смарт-постере", - рассказали в компании. Контроль оплаты проезда осуществляется валидатором у контролера на маршруте или системой турникетов, для этого достаточно поднести NFC телефон вплотную к считывающему устройству. "Предъявить билет для контроля можно, не прерывая разговора по телефону – процедура не требует ни запуска приложения, ни каких-либо других действий", - подчеркнули в компании.
"Технологии процессинга" будут продолжать тестирование весь год и устранять технические недочеты, при этом опытную зону планируется расширять. "Коммерческую эксплуатацию планируется запустить не раньше конца года", - сказали в компании.
Во всех трех случаях оплата будет соответствовать установленным тарифам, никакой дополнительной комиссии с граждан взиматься не будет.
Технология бесконтактных платежей с использованием мобильного телефона считается одним из наиболее перспективных направлений в мире. В Японии, в частности с помощью NFC, оплачивают не только проезд, но и покупки в магазинах. А недавно, в марте этого года, мировой интернет-гигант "Google" объявил о своем намерении начать тестирование этой системы оплаты в Нью-Йорке и Сан-Франциско. Ранее в СМИ появилась информация о том, что NFC-чип может появиться в новой модели iPhone 5.
Ксения Рассыпнова, ТАСС-Телеком











Комментарии