appstoreappstore

справочник

Щеглов Алексей Генеральный директор ЗАО "Открытые коммуникации"

и ещё:

ГлавнаяСтатьиРегулирование отрасли

Проект защиты

В Госдуму внесен пакет законопроектов, направленных на ужесточение мер по борьбе с терроризмом, в том числе в интернете

15 января 2014


Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В Госдуму сегодня внесен пакет законопроектов расширяющих полномочия ФСБ в сфере борьбы с терроризмом и ужесточающих наказания за террористическую деятельность, в том числе в сети Интернет. Авторами документов выступили депутаты сразу всех четырех фракций нижней палаты российского парламента во главе с председателем думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой /"Единая Россия"/.

В настоящее время сотрудники ФСБ имеют право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления. Эту норму предлагается расширить и наделить спецслужбу также правом "осуществлять личный досмотр граждан и находящихся при них вещей, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления/ противоправного действия/", а также проводить "досмотр принадлежащих гражданам транспортных средств и находящихся в них грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях".

Кроме того, предлагается отнести совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма к обстоятельствам, отягчающим наказание. К лицам, совершившим преступления террористической направленности, как и преступления против мира и безопасности человечества, сроки давности предлагается не применять.

Вводится новый состав преступления - организация совершения преступлений террористической направленности, а равно организация финансирования терроризма, что планируется карать лишением свободы на срок от 15 до 20 лет.

Усиливается ответственность за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, организацию террористического сообщества и участие в нем, организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем. Максимальная мера наказания по данным статьям, предусмотренная поправками, - пожизненное заключение.

Также предлагается дополнить Кодекс РФ об административных правонарушениях новой статьей "финансирование терроризма". Согласно ей, предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, если они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений по статьям УК РФ, касающимся терроризма, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества /преступной организации/, созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений, будет караться штрафом для юрлиц от 1 млн до 60 млн рублей или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

Невыполнение требования НАК, которое содержится в его решении в пределах компетенции комитета, планируется наказывать штрафом для граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, для должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалификацией на срок от 1 года до 3 лет. Юрлицам будут грозить санкции от 300 тыс. до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Другой законопроект предусматривает дополнение закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" новой статьей - "Обязанности организатора распространения информации и /или/ обмена данными между пользователями в сети "Интернет".

Согласно ей, физическое или юридическое лицо обязано в порядке, установленном правительством РФ, уведомить уполномоченный государственный орган о начале осуществления деятельности по организации распространения информации и /или/ обмена данными между пользователями в Интернете.

При этом оно обязано хранить в течение полугода сведения о действиях пользователей при распространении информации и /или/ обмене данными и предоставлять их уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, в случаях, установленных федеральными законами.

В пакет также входит законопроект, направленный на ограничение анонимных денежных переводов с использованием платежных интернет-систем. Речь идет о случаях, когда для перевода средств не требуется идентификация их отправителя и получателя.

Законопроектом разрешается использование гражданами неперсонифицированного электронного средства платежа, если остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 5 тыс. рублей /сейчас 15 тыс. рублей/. Общая сумма переводимых средств с использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа не может составить более 1 тыс. рублей в день /3 тыс. руб по предоплаченной карте/, а в месяц - 15 тыс. рублей /сейчас 40 тыс. рублей/.

Проектом закона полностью исключается использование неперсонифицированных электронных средств платежа при трансграничных переводах в случае непроведения оператором электронных денег идентификации клиента - физического лица, а также в случае отсутствия полной информации об отправителе и получателе средств.

Кроме того, оператору запрещается переводить электронные деньги при использовании плательщиком либо получателем неперсонифицированных электронных средств платежа в виде электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств, выданных за пределами России либо иностранной финансовой организацией.

Одновременно вносятся изменения в целях исключения возможности денежных переводов с использованием неперсонифицированных электронных средств платежа между гражданами, в том числе при пополнении предоплаченных карт физическими лицами. Данное положение "не затронет интернет-торговлю, когда переводы осуществляются, как правило, между физическим и юридическим лицом", подчеркивают авторы законопроекта.

Операции некоммерческих организаций, связанные с получением денежных средств от иностранных государств, иностранных организаций или граждан или их расходованием, подлежат обязательному контролю при превышении суммы операции в 100 тыс. рублей /сейчас - 200 тыс. рублей/. Одновременно устанавливается, что операция по переводу электронных денежных средств будет подлежать обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 100 тыс. рублей.

В Совете Федерации уже заявили, что данный пакет законопроектов "найдет полную поддержку и понимание" среди сенаторов. "Все, что работает на противодействие терроризму, - а именно с этим связан пакет законопроектов, который расширяет обязанности, полномочия органов ФСБ, а также направлен на дальнейшее усиление ответственности не только террористов, но и тех, кто готовит теракт, кто является его соучастниками, - мы готовы поддержать", - заявил председатель комитета Совфеда по обороне и безопасности Виктор Озеров. При этом он не исключает, что ко второму чтению законопроектов сенаторы подготовят собственные предложения по их доработке.

В необходимости принятия "антитеррористического" пакета инициатив уверен и первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин, являющийся также членом Национального антитеррористического комитета. "Мы, законодатели, хотим сделать все возможное, чтобы у правоохранительных органов были все необходимые полномочия для борьбы с терроризмом", - сказал он. Сенатор, в частности поддерживает ужесточение ответственности за совершение любых преступлений террористической направленности.

По мнению Торшина, поправки, которыми предлагается сократить возможности для анонимного электронного перевода денежных средств, являются своевременными. При этом он не согласился с теми, кто опасается, что данные меры приведут к необоснованному контролю со стороны государства за интернет-пространством. "Для расчетов с использованием именных счетов ограничений по сумме платежей не будет", - уверен первый зампред верхней палаты.

В комиссии Совфеда по развитию информационного общества также поддержали законопроект, предполагающий ряд мер по ограничению действий террористов в Интернете. "Но над его текстом еще нужно поработать, что мы и будем делать вместе с экспертным сообществом на площадке Совета Федерации", - заметил в беседе с корр ИТАР-ТАСС председатель комиссии Руслан Гаттаров.

Похожее мнение в беседе с журналистами высказал сегодня и министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров. "Давайте дождемся полного обсуждения этого законопроекта в Думе и потом уже посмотрим, какие дополнительные нормативные акты будут приниматься, - сказал он. - Но то, что необходимость внести ясность в этот вопрос назрела, - это совершенно очевидно".

При этом политологи, опрошенные ИТАР-ТАСС, отмечают, что предлагаемые шаги по противодействию терроризму в интернете не отличаются от мер, принимаемых для обеспечения безопасности во многих странах. "Это вполне соответствует международной практике, такие меры применялись во многих странах, особенно в тех государствах, где остра проблема терроризма", - отметил генеральный директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов.

С ним согласен политолог Александр Коньков. "Все предложения, которые содержатся в этом пакете, идут в полном соответствии с международной практикой, которая складывается в тех странах, которые наиболее регулярно сталкиваются с этими проблемами. Это, в первую очередь, Израиль, США другие государства. Россия в данном случае заполняет тот нормативный вакуум, который сохранялся в этом отношении", - сказал он, добавив, что российский законодатель "абсолютно не оригинален и ничего не изобретает".

Пакет поправок в антитеррористическое законодательство может быть рассмотрен и принят Госдумой в ближайшее время, не исключают парламентарии. По мнению одного из разработчиков инициатив Леонида Левина /"Справедливая Россия", думские фракции не заинтересованы в затягивании работы над этими законопроектами. "Мы сделаем все, чтобы они /поправки/ были приняты в кратчайшие сроки, но с учетом соблюдения всех процедур", - подчеркнул депутат. 

/ИТАР-ТАСС/

Избранное по теме

21.01.2014 18:01 // Интернет, Регулирование отрасли
Дискуссии в Интернете с критикой "антитеррористических" законопроектов могли быть "заказаны", не исключает Яровая интернет, законопроект, обсуждение, мнение

21.01.2014 15:48 // Интернет
В США в отличие от РФ провайдеры могут предоставлять спецслужбам данные интернет-пользователей в реальном времени — Яровая США, РФ, интернет-провайдер

21.01.2014 15:36 // Регулирование отрасли, Интернет
Около половины всех интернет-платежей в РФ не превышают 500 рублей — депутат Левин Госдума, интернет-платежи

21.01.2014 15:35 // Интернет
Вопрос блокировки интернет-сервисов в рамках "антитеррористического пакета" не рассматривается — Яровая Яровая, блокировка сайтов

21.01.2014 15:19 // Регулирование отрасли, Интернет
Интернет-компании, не способные защитить данные пользователей, будут уходить с рынка, предупреждают в Госдуме Госдума, интернет-компании, данные


Комментарии

↑ наверх