appstoreappstore

справочник

Кореш Виктор Президент ГК "АКАДО"

и ещё:

ГлавнаяСтатьиИнформационное общество

Открытость с условием

Проект постановления правительства об ограничении доступа к открытым данным вызвал негативную реакцию экспертов отрасли: по их мнению, документ отбрасывает государство назад и обесценивает уже проведенную работу

Юлия Комракова, ТАСС-Телеком. 02 июля 2013

УПОМИНАЮТСЯ
Персоны
  1. Путин Владимир

Иллюстрация: Антон Носков
Иллюстрация: Антон Носков
Важный шаг к раскрытию информации о деятельности госорганов в формате открытых данных был совершен в начале прошлого месяца, когда президент страны внес изменения в два федеральных закона. Однако в подписанном Владимиром Путиным документе оговаривалось, что правительство вправе определять случаи, когда доступ к данным предоставляется только лицам, авторизовавшимся в единой системе идентификации и аутентификации /ЕСИА/. Условия частичного закрытия открытых по определению данных прояснились с публикацией проекта соответствующего постановления правительства.

Речь идет о проекте постановления правительства "О случаях, при которых доступ с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в форме открытых данных, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации" /ЕСИА/, а также о порядке использовании ЕСИА в указанных случаях". Документ был размещен для проведения независимой антикоррупционной экспертизы 28 июня, а 29 июня эта экспертиза уже считается завершенной.

В документе есть формулировка, которая вызывает ряд вопросов относительно "открытости" открытых данных. В проекте постановления сказано, что в случае, когда "сопоставление двух или более массивов информации… может привести к распространению информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации", ведомство "направляет запрос в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, о необходимости предоставления доступа пользователям информации через ЕСИА с описанием состава информации, доступ к которой планируется предоставить". 

Таким образом, в документе уже появляются ограничения по открытию данных. Генеральный директор агентства "Стратег" Екатерина Аксенова пояснила, что иногда разные наборы данных, безобидные сами по себе, при сопоставлении выявляют конфиденциальную информацию — например, сведения о частной жизни гражданина или коммерческую тайну. "В настоящий момент ведомства раскрывают довольно обобщенные данные без глубокой детализации, но можно себе представить, что аналитическая работа одновременно с криминальной статистикой, реестрами организаций, кадастром способна выявить разные непубличные факты. Даже сейчас вы можете найти много чужих секретов, если вдумчиво посидите над реестром юридических лиц и публичной кадастровой картой, а ведь они даже не переведены в формат открытых данных", — рассказала она в беседе с корр. ТАСС-Телеком.

Это было бы справедливым ограничением, если бы в России существовало четкое понятие открытых данных, как, например, за границей. "Зарубежные коллеги придерживаются строгого разграничения, что является открытыми данными, а что — нет. Обязательное требование к открытым данным как раз состоит в возможности доступа к ним, не ограниченного требованием авторизации", — уверена Аксенова. "Поэтому мы можем буквально обнулить все свои усилия по созданию инфраструктуры открытых данных в глазах мирового сообщества, уронить позицию в соответствующих рейтингах", — признает она. "Как раз недавно, на Петербургском международном экономическом форуме, у меня был очень интересный разговор с сотрудником администрации Президента США Жанной Холм (Jeanne Holm), которая занимается порталом открытых данных США data.gov. Она рассказывала, что отсутствие авторизации и обязательного учета того, кто и как использует наборы данных с портала, создает трудности в работе, но это не повод отходить от строгого соблюдения принципов открытости", — привела пример Аксенова. 

Эксперты по открытым данным уже неоднократно выражали обеспокоенность размытостью формулировок и отсутствием требований по свободе и бесплатности доступа к открытым данным в законе, подписанным Путиным в начале прошлого месяца. "Финальное определение неполно и не декларирует свободы и бесплатности использования открытых данных. Также в законе есть положение, по которому доступ к части данных может быть закрыт через ЕСИА и доступен только по авторизации через портал госуслуг. Это, конечно же, не открытые данные", — считает директор НП "Информационная культура" Иван Бегтин. Аксенова еще тогда озвучила мысль о том, отсутствие четких формулировок даст возможность ограничивать доступ к наборам важных данных обязательной регистрацией или выполнением еще каких-либо условий. "А это уже не открытость", — заявила она. 

Что касается нового постановления правительства, то, по мнению Аксеновой, это "очень печальное решение, которое отбрасывает нас назад". "Все открытые данные превратятся в тыкву, если давать к ним только авторизованный доступ", — резюмировала она. 


Комментарии

↑ наверх