appstoreappstore

справочник

Балаценко Андрей Директор филиала "Ростелеком - Дальний Восток"

и ещё:

ГлавнаяСтатьиИнформационные технологии

Ближняя плата

У NFC-услуг большое будущее, если затраты на внедрение не лягут на плечи пользователей

Юлия Комракова, ТАСС-Телеком. 28 марта 2013


Иллюстрация: Антон Носков
Иллюстрация: Антон Носков
Источники в отрасли уверены, что неготовность инфраструктуры и нерешенные вопросы, связанные с компенсацией операторам за внедрение NFC, мешают развитию технологии в России. Несмотря на это рынок убежден, что перспективы у NFC есть. Аналитики прогнозируют, что уже к 2017 году объем мобильных платежных трансакций в России, выполненных при помощи устройств с поддержкой NFC, превысит 50 млрд рублей.

Развитие NFC в России тормозят неготовность инфраструктуры и нерешенные вопросы, связанные с компенсациями операторам за внедрение услуги. Такое мнение в беседе с корр. ТАСС-Телеком высказал источник на рынке. По его словам, компенсация возможна либо со стороны муниципалитетов и профильных департаментов, либо со стороны пользователей – в таком случае она будет включена в стоимость проездного билета /если речь идет о внедрении NFC на транспорте/. Однако компенсация за счет пользователей – не лучший вариант, уверен собеседник агентства. "Компенсировать затраты должен заказчик, а не пользователь. В противном случае, если пользователю придется переплачивать за проезд, услуга не будет востребована", – заявил он. Что касается использования NFC в других сервисах, то здесь, по словам источника ТАСС-Телеком, возможна компенсация за счет введения комиссии за использованные услуги и различные партнерские программы. Впрочем об этом говорить пока рано, потому что даже на общественном транспорте – приоритетном проекте для операторов ввиду его массовости – услуга NFC представлена лишь в нескольких городах. 

Сейчас при желании оплатить услугу с помощью NFC, с пользователя взимается комиссия. Например, в Екатеринбурге, где "МегаФон" предоставил возможность оплаты проезда с мобильного телефона во всех видах общественного транспорта, на ряде коммерческих маршрутов, а также на всех станциях Екатеринбургского метрополитена — везде, где принимается "ЕКАРТа", за билет, приобретаемый с мобильного телефона, взимается комиссия за пользование сервисом в размере 1% от стоимости билета. В Новосибирске к транспортной системе "Электронный проездной" подключены 96% городских автобусов, трамваев и троллейбусов. Там услугу реализовал МТС. "Оплата проезда в общественном транспорте Новосибирска с помощью мобильного телефона производится в соответствии с тарифами перевозчиков с учетом предоставляемых скидок. Комиссия в размере 2,4% взимается банком только за пополнение "Мобильного билета". Ставка комиссии фиксированная", – пояснила представитель оператора Ирина Агаркова. "При платежах с использованием другого сервиса МТС – "Мобильный кошелек" по технологии MasterCard PayPass – комиссия за транзакции не взимается", – добавила она. 

В целом операторы поддерживают внедрение NFC в России и рассчитывают, что в ближайшее время технология получит широкое распространение. "Мы ожидаем, что в 2013 г. уже начнутся, а в 2014 г. развернутся в полную силу массовые коммерческие внедрения NFC в России", – заявила ТАСС-Телеком руководитель службы по бренд-коммуникациям "ВымпелКома" Екатерина Лебедева. По ее словам, если говорить о внедрении NFC на транспорте, сдерживающими факторами являются неготовность транспортной инфраструктуры и низкий уровень проникновения телефонов с поддержкой NFC в стране. Впрочем, как отметила менеджер по корпоративным коммуникациям  "МегаФона" Юлия Ганина, рынок телефонов с поддержкой NFC постоянно растет и модельный ряд постоянно пополняется. 

Помимо этого, по словам Лебедевой, бизнес-модели взаимодействия, которые сейчас формируются между всеми участниками процесса, являются совершенно новыми для российского рынка. "Отсутствуют стандарты оказания услуг и требуется определенное время, чтобы найти взаимовыгодный подход и создать работающую схему", – пояснила она. "Наиболее разумным нам кажется продвигать совместные NFC-проекты в ритейле в сотрудничестве с банками, а также международными платежными системами, которые сейчас достаточно активно работают на данном поле. Мы можем поддерживать такие проекты с нашей стороны в части NFC-телефонов", – добавила Лебедева. Она также отметила, что в данный момент операторы "большой тройки" прорабатывают реализацию NFC-проектов в Москве и Казани. "Мы планируем расширять географию реализованных NFC-проектов, в том числе до конца 2013 года намерены предоставить возможность оплачивать проезд в общественном транспорте жителям еще ряда крупных российских городов", – подтвердила Агаркова. 

Востребованность NFC в России отмечают и аналитики. "Потребность в NFC в России, безусловно, существует, поскольку сулит конечным потребителям очевидные преимущества – удобство и скорость безналичной оплаты с помощью устройства, которое всегда с собой – мобильный телефон", – уверен руководитель департамента беспроводных технологий J'son & Partners Consulting Виталий Солонин. Он рассказал, что по состоянию на середину 2012 года в 54 странах мира проходило около 200 пилотных, тестовых и коммерческих проектов с области NFC. "Самые популярные NFC-сервисы – это оплата проезда в общественном транспорте и мобильные бесконтактные платежи за товары и услуги. Одним из самых перспективных приложений на базе NFC является рекламный рынок. Не исключено, что в обозримом будущем главными приложениями для NFC станут не платежи, а интерактивные рекламные постеры и мобильный маркетинг", – заявил он. Руководитель ИАА TelecomDaily Денис Кусков тоже уверен, что в России есть потребность в NFC. "Но наша экономика и менталитет запаздывают в сравнение с Европой", – отметил он. "В Европе уже в очень большом количестве мест можно расплатиться при помощи NFC. У нас пока и доверие к электронным платежам очень низкое", – добавил Кусков. Несмотря на это, аналитики J'son & Partners Consulting прогнозируют, что к 2017 году объем мобильных платежных трансакций в России, выполненных при помощи устройств с поддержкой NFC, превысит 50 млрд рублей. "То есть составит около 1% мирового рынка", – пояснил Солонин. 


Комментарии

↑ наверх