- Как долго велась работа над PACI? Были ли у вас какие-то наработки до получения гранта от "Сколково"?
- Были очень разрозненные наработки, возникшие в ходе развития материнской компании Parallels. Идея разработки PACI родилась примерно в конце 2010 года. Но как со всеми технологическими наработками, накапливающимися в процессе становления компании, не было гарантий, что что-то из этого получится. Было понятно, что уже есть некоторые элементы будущей системы, но чтобы создать коммерчески успешный востребованный на рынке продукт, понадобятся большие инвестиции. И тогда Parallels представляет проект в "Сколково". В марте 2011 года дочерняя компания Parallels – Parallels Research - стала резидентом "Сколково". Этот же проект был подан на грант, грант был одобрен. То есть по факту разработка этого продукта началась за несколько месяцев до получения сколковского гранта. В мае 2011 года мы получили половину денег из предоставленного нам гранта. Первый этап работы закончился в ноябре, второй этап должен закончиться в мае этого года.
- На каком этапе сейчас находится реализация проекта?
- Только что закончилась процедура согласования отчета Parallels Research по первому этапу, и был выделен второй транш на оставшуюся сумму гранта от "Сколково". Ранний этап коммерциализации начался еще в конце прошлого года, когда первые бета-версии PACI были поставлены ряду наших партнеров – сервис-провайдеров в разных частях земного шара. Сейчас проект вышел на коммерческую основу, его можно приобрести.
- Какое количество провайдеров приобрело PACI?
- Их сейчас семь. Страны их присутствия Великобритании, Испании, Франции, Германии, Нидерланды. Есть партнеры в Японии, Гон-Конге, один провайдер в Юго-Восточной Азии обслуживает хостинг-клиентов из США.
- Это много или мало?
- Это много, поскольку клиентами программного обеспечения, которое мы создаем, могут быть достаточно крупные телекоммуникационные или хостинговые компании, которых в принципе в мире не много. На каждую страну приходится 3-5 компаний. Несколько десятков инсталляций любой системы – это уже много. У нас уже есть несколько инсталляций и это хороший старт.
- Какими еще разработками, кроме PACI, занимается Parallels Research?
- Если посмотреть, на что именно "Сколково" дало нам грант, то по проекту это несколько компонентов. PACI- самый главный из них, но не единственный. В целом мы хотим создать программную платформу, которая объединит технологии виртуализации, автоматизации, хранилищ данных и компьютерных сетей в единую систему.
В рамках существующего соглашения мы работаем над системой облачного хранения данных, которая сейчас находится на ранней стадии реализации. Приведение этой системы ближе к стадии коммерческой эксплуатации запланировано к концу второго этапа. Также ведется работа над совершенствованием технологий контейнеров и включением в эти технологии поддержки последних версий ядра RedHat.
- Когда закончится договор со "Сколково" будете ли вы предпринимать попытку получить грант еще раз?
- Я думаю, что будем, хотя решение на эту тему пока не принято. Чтобы получить грант, нужно выработать какую-то идею, которая будет интересна и "Сколково", и нам, и рынку. У нас есть несколько идей, то есть проектов на ранних стадиях. Возможно, какие-то из них дозреют до того, что в мае или позже мы подадим на дополнительный грант. При этом Parallels Research в мае не перестанет быть резидентом "Сколково". В мае закончится грантовое соглашение, но мы продолжим работать над совершенствованием PACI.
- "Сколково" обладает какими-либо правами на PACI?
- Нет, соглашение со "Сколково" не подразумевает каких-либо прав на разработку. И это правильно, в этом и состоит отличие фонда, способствующего развитию всей инновационной системы, от конкретных венчурных фондов, которые делают инвестиции в проект в обмен на долю в составе компании. Но условием грантового соглашения со "Сколково" является сохранение интеллектуальных прав у российской компании, коей является Parallels Research.
- Что Parallels Research дал статус резидента "Сколково"?
- Во-первых, статус резидента "Сколково" дает упрощенное налоговое администрирование. При численности нашей компании в 150 человек главным бухгалтером являюсь я, с бумагами помогает еще один человек. Как видите, не много. Также у нас есть льготы по налогу на фонд оплаты труда, что критично для интеллектуальных производств. Любая налоговая нагрузка на фонд оплаты труда очень болезненно бьет по способности стартапа расти и развиваться.
"Сколково" предоставляет льготный таможенный режим для ввоза образцов техники. Мы хотим тестировать наши программные продукты не на аппаратном обеспечении, которое устарело или устареет завтра. Желательно, чтобы наше программное обеспечение имело перспективу и работало и ориентировалось на какие-то пусть пока еще опытные архитектуры. Тестовое оборудование западные производители предоставляют либо бесплатно, либо по символической цене, но по таможенным правилам оценка оборудования производится по рыночной стоимости. Когда не очень богатая начинающая компания бесплатно получает образец от Intel или HP, хотя он может стоить сотни тысяч долларов, начисляются такие таможенные пошлины, что маленькая компания не может их оплатить. Так вот, "Сколково" решает и эту проблему.
Следующая вещь, которая облегчает нам жизнь, – это упрощенная процедура найма иностранцев на высокооплачиваемые должности. В принципе миграционное законодательство России позволяет это делать, но проблема в сроках. Статус резидента "Сколково" помогает нам сделать это очень быстро. Как раз глава разработки PACI Амир Шариф – гражданин Америки, он обладает уникальными знаниями и опытом, которые нам были нужны для создания решения.
"Сколково" оказывает и нематериальную помощь. Вокруг "Сколково" формируется тусовка, где общаются люди, возникают компании, на семинары привозят известных западных и российских людей, организуются встречи для резидентов. Это полезно не для моментального результата, но на перспективу. Формируется первичный бульон индустрии, из которого потом вырастают сильные стартапы. И я пойму, если в какой-то момент группа программистов, работающих в Parallels Research, захочет сделать что-то свое. Какая-то идея им в голову придет, они отпочкуются и создадут новую компанию, которая продолжит жить в этой экосистеме, станет резидентом, получателем гранта, создаст новый продукт и от нее отпочкуются еще новые компании. Сотрудники начнут переходить из компании в компанию, а мы сможем привлекать более опытные кадры.
- Вы упомянули найм иностранных сотрудников. Много ли их в компании?
- Их не очень много. У нас есть потребность привлечения иностранных специалистов в тех областях, где в России экспертиза либо отсутствует, либо лимитирована. В первую очередь это управление разработкой и то, что у западных компаний называется program и product management. Мы, конечно, растим свои собственные кадры в этой области инжиниринга, но так как эта сфера никогда не была сильной стороной нашей IT-индустрии, то здесь мы привлекли такого известного человека в области серверной виртуализации как Амир Шариф. Он раньше работал в компании VMware, затем присоединился к нам и возглавил разработку PACI. Он привнес колоссальный управленческий опыт в области разработки этого программного обеспечения.
- Без гранта "Сколково" нельзя было развивать PACI?
- Конечно, можно было. Допустим, возьмем ведущие IT-компании России. У Яндекса есть западный конкурент – Google. Вторая компания – "Лаборатория Касперского", их конкуренты – Symantec, McAfee. Конкурент социальной сети "ВКонтакте" - Facebook. Все эти российские компании имеют аналог на зарубежном рынке, который они пытаются догнать, благодаря таланту инженеров, маркетологов, уникальности российского рынка. У них это где-то получается, где-то нет. У Parallels нет такого "большого брата", с которым мы бы конкурировали в этой определенной области программного обеспечения. Есть несколько компаний, которые могут PACI разработать: VMware, Microsoft и Parallels. Без гранта "Сколково" мы разрабатывали бы PACI медленнее, просто потому что компания Parallels, например, в 10 раз меньше VMware. В VMware работает порядка 5 тысяч высококлассных инженеров, которых можно бросить на тот или иной проект, быстро его разработать и вывести на рынок. В компании Microsoft работает 25 тысяч инженеров, то есть возможности Microsoft еще выше. Грант "Сколково" помог нам быстро набрать команду. И если своими силами мы бы делали то же самое три года и опоздали бы, то сейчас мы фактически первые.
- Вы набрали команду инженеров, больше ста человек. В мае грант закончится, и инженеров сократят?
- Нет, они будут работать. Более того, я думаю, что мы продолжим расширяться благодаря тому, что наш продукт начал коммерциолизироваться. Сейчас пойдут первые клиенты, первые обороты, и дальнейшее развитие и разработка этого проекта вступит в обычную коммерческую фазу. Когда есть деньги, поступающие от клиента, на эти деньги разрабатываются следующие версии, следующие версии продаются новым клиентам – это классическая модель работы.
- Сколько всего будет инвестировано в PACI?
- Проект финансируется в равных долях Parallels и "Сколково" – по 150 млн рублей от каждой из сторон.
- Когда окупится PACI?
- Когда мы подавали заявку, мы считали, что полная окупаемость наступит через пять лет. Сейчас глядя на то, что получилось, и глядя на реакцию первых клиентов, я сделаю осторожный прогноз, что это окупится быстрее, чем мы предполагали. Продукт оказался востребован тем сегментом рынка, на который мы его нацелили.
- Являются услуги Amazon Elastic Cloud конкурентами услугам, предоставляемым на базе PACI?
Технологически это конкурирующие услуги, но по идеологии мы стараемся дать другие возможности, отличные от Amazon. Amazon в период интернет-бума стал владельцем большого центра обработки данных, и, я так предполагаю, перед руководством компании встал вопрос, как эффективно использовать те активы, которые у них есть. И они придумали Amazon Elastic Cloud – по сути, начали продавать дополнительные услуги аренды своей инфраструктуры. За 4 года выручка от оказания этих услуг достигла $750 млн. К 2014 году этот показатель составит $2,5 млрд. Amazon не раскрывает отдельных процентов роста данного направления, но очевидно, что это десятки процентов в год. Для бизнеса, оперирующего на международном рынке, это очень много. Amazon никогда не отдаст свое программное обеспечение, которое написано для их ЦОДов, третьим компаниям. ТО есть компании-потребители, чаще всего среднего и малого бизнеса, должны свои приложения, свои данные – все разместить у Amazon, чтобы воспользоваться его сервисом аренды инфраструктуры. Мы, напротив, вооружаем таким ПО третьи лица – наших партнеров. Мы хотим дать возможность любому сервис-провайдеру в мире стать Amazon на базе PACI, и стали в этом первыми.
***
Справка: исследовательский центр Parallels Research – 100% дочерняя структура известной международной компании Parallels – разработчика программного обеспечения для оказания хостинга и облачных сервисов. Parallels Research создан в марте 2011 года для целенаправленной работы над одной из идей материнской компании и как ответ на требования фонда Сколково о необходимости разработки интеллектуальной собственности российским юридическим лицом. Parallels Research занимается разработкой ПО для хостинг, телекоммуникационных и сервис-провайдеров под названием Parallels Automation for Cloud Infrastructure (PACI). На разработку PACI планируется потратить 300 млн рублей, 50% из которых грант Сколково, 50% - собственные средства Parallels. Меньше чем за год центру Parallels Research удалось создать PACI и начать продажи этого ПО в мире.











Комментарии