appstoreappstore

справочник

Пшеничников Игорь Директор департамента внешних коммуникаций ОАО Связьинвест

и ещё:

ГлавнаяСтатьиТранспорт и телеком

Межмашинное взаимодействие

Мобильные операторы осваивают рынок М2М

Сергей Астахов, ТАСС-Телеком. 22 сентября 2011


Иллюстрация: Мария Шумилова
Иллюстрация: Мария Шумилова
Рынок голосовой связи в России перенасыщен, а темпы прироста абонентских баз снижаются, поэтому сотовые операторы всё больше внимания обращают на новые направления для развития своего бизнеса. Одним из таких двигателей рынка может стать сегмент М2М – в России появилось множество сфер, где технологии межмашинного взаимодействия могут найти широкое применение.

Компания МТС объявила, что пользование услугами М2М в Северо-Западном регионе за 8 месяцев 2011 года выросло в 3 раза. Наибольшим спросом тариф МТС "Телематика", специально ориентированный на передачу данных по технологии М2М, пользуется в сфере мониторинга транспорта и подвижных объектов, платёжных систем и систем безопасности, на предприятиях ЖКХ. Также по сравнению с 2010 годом выросло в два раза число пользователей SIM-карт "МТС термо" за 8 месяцев 2011 года.

В МТС подсчитали, что по итогам первого полугодия 2011 года число SIM-карт МТС, задействованных в телематике, выросло до 820 тыс штук, рост составил 60%. В компании прогнозируют, что рост по итогам года может составить порядка 100%.  "Роста сегмента М2М обусловлен высоким проникновением сотовой связи с устойчивым качеством, что позволяет устанавливать SIM-карты на удаленных объектах, развитием решений для комплексного управления телематическими SIM-картами,  а также совершенствованием технологий в сфере М2М (термо SIM-карты, разработка решений для встроенных SIM-карт и прочее)", - объяснил  представитель департамента по связям с общественностью ОАО "МТС" Дмитрий Солодовников.

Согласно расчетам компании, в 2011 году число SIM-карт, задействованных в телематических сервисах, вырастет вдвое по сравнению с прошлым периодом. Рынок М2М в России на конец 2011 года составит порядка 2,5-2,7 млн абонентов, МТС намерена сохранить долю рынка в сфере телематики на уровне 40-45%.

"Дальнейший рост рынка М2М обеспечат решения, основанные на производстве и эксплуатации встроенных SIM-чипов и SIM-карт, – считает Дмитрий Солодовников. – Это одно из направлений, которое сейчас разрабатывается операторами на уровне GSMA". В перспективе технология встраивания SIM-карты и возможность ее настроить на определенного оператора позволит в десятки раз увеличить рынок М2М – SIM-карты могут быть установлены в бытовые приборы, техническое оборудование, транспорт, медицинское оборудование и прочее. На росте проникновения телематики также положительно сказывается развитие российского производства, интерес к инновациям.  

"Наиболее перспективными сегментами с точки зрения развития M2M-сервисов, по нашему мнению, являются мониторинг и управление транспортом", - подчеркнул собеседник.  В этой сфере МТС реализовала проекты в Рязани, Самаре, Красноярске, Екатеринбурге, Уфе, Брянске, Зеленограде, Москве, Казани, Саратове. Сюда же компания относит и удаленные измерения показателей датчиков, в частности M2M-сервисы используются для контроля работы систем ТЭК. Также МТС применяет телематические сервисы в сфере ЖКХ для мониторинга систем энергообеспечения. M2M-сервисы используются  в охранных и противоугонных системам, банкоматах и автоматизированные платежных системах, торговые автоматы и автоматизированные точки продаж. К числу перспективных отраслей для развития технологий М2М МТС относит также область здравоохранения (мобильные кардиографы, мониторинг машин скорой помощи).

Кроме того, представитель департамента по связям с общественностью ОАО "МТС" Дмитрий Солодовников напомнил о показавшей свою эффективность практике внедрения сервиса "Ника" на территории России, выбранного в качестве элемента управления расходами на сервисное облуживание корпоративных автомобилей. По результатам опытной эксплуатации данного решения удалось добиться не только сокращения затрат на амортизацию автомобилей отдельных компаний, но и на 40% снизить расходы на содержание автопарка. Помимо экономии затрат, компании получают простую и прозрачную систему логистики продукции, не требующую большой штатной численности персонала.  

"Наиболее перспективными сегментами сейчас с точки зрения роста и объемов являются транспорт и логистика (мониторинг подвижных объектов), безопасность, платежные системы и ритейл, – заявила  пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева. – В ближайшей перспективе к ним присоединится энергетика/ЖКХ и производственная телеметрия. Также ожидается бурный рост сегментов потребительской электроники и электронной медицины". 

"ВымпелКом" планирует развитие своей продуктовой линейки по двум направлениям. Во-первых, компания будет активно продвигать продукты, которые расширяют возможности использования беспроводной связи в устройствах. "Здесь нашим флагманом является продукт "Центр управления М2М" - специальная платформа для управления сим-картами и соединениями, – уточнила Анна Айбашева. – Во-вторых, компания работает над реализацией комплексных М2М-решений для всех основных отраслей, когда предлагаются решения "под ключ", включая необходимое оборудование. Мы в первую очередь сосредоточились на решениях по мониторингу транспорта, который является ключевым сегментом в России, начиная от коробочного продукта "Автомониторинг", заканчивая индивидуальными проектами по системам мониторинга для отдельно взятых клиентов. Будем развивать комплексные решения и для других сегментов".

"МегаФон" разработал специальную услугу для корпоративных заказчиков "Управление удаленными объектами". В рамках этой услуги корпоративным клиентам оператора предоставляется беспроводной доступ к информации об удаленных объектах, объединенных в технологические сети, использующих для сбора данных различные M2M-решения.

Tele2 вышел на российский рынок M2M в июне этого года. Оператор обеспечивает передачу данных для различных устройств – систем мониторинга и охраны объектов, транспорта и коммунальных служб. "По прогнозам аналитиков, в течение следующего десятилетия отрасль М2М будет одной из самых быстрорастущих на мировом рынке, – сообщил директор по продуктам "Tele2 Россия" Роман Володин. – К 2020 году количество устройств, подключенных к мобильной сети при помощи М2М-технологий, вырастет до 2,1 миллиарда. Темпы роста этого сегмента в России не уступают мировым, и для того, чтобы удовлетворить потребности компаний, использующих M2M-продукты в своем бизнесе, мы запустили специальное предложение с низкими тарифами на передачу данных".

По информации агентства TelecomDaily, МТС занимает долю в 44% на российском  рынке М2М-решений. На втором месте "ВымпелКом" с долей 32%, на третьем – "МегаФон" с 25%. Tele2 занимает 4% рынка, "Скай Линк" – 1%, остальная часть клиентов распределена между региональными операторами. 

Сильная динамика показателей в данном сегменте – вполне ожидаемое продолжение ранее сформировавшегося тренда, считает аналитик ИК "Финнам" Татьяна Земцова. Спрос на М2М-решения формируется на высоком уровне, продолжила она. Основными факторами его роста является активное развитие таких секторов рынка как ритейл, моментальные платежи, небанковский процессинг и финансово-кредитная сфера в целом, развитие систем навигации и позиционирования, а также государственные проекты в сфере ИКТ, в которых наиболее востребованы технологии М2М. "Мы ожидаем, что сегмент М2М продолжит развиваться очень динамично", - заключила эксперт. 


Комментарии

↑ наверх