По данным отчета, в подавляющем большинстве спама по-прежнему содержится английский язык: на нем написано 90% нежелательных сообщений в мире. В этом месяце вторым по "навязчивости" был признан русский язык.
В то же время Россия занимает четвертое место в мире по объемам получаемого спама – 81,1% сообщений, получаемых отечественными пользователями, являются спамом. На первом месте Саудовская Аравия, где таковых 84,8% электронных сообщений. На втором месте Китай с показателем 81,6%. Замыкает тройку Италия (81,3%).
Первое место по объему исходящего спама занимает Индия (16,6% в мировом), а второе – Бразилия (10,3%). Тройку лидеров формируют развивающиеся страны, страны БРИК. По мнению системного инженера компании Symantec Олега Просветова, такой объем получаемого от них спама связан, во-первых, с высоким уровнем компьютеризации и доступности интернета, во-вторых, с невысоким уровнем компьютерной грамотности пользователей и, в-третьих, с популярностью пиратского ПО. "Это ведет к широкому распространению компьютерного пиратства – зачастую нелегальное ПО устанавливается сразу вместе с вирусами, а компьютеры пользователей потом легко превращаются в бот-сети", - объяснил он.
Высокому проценту российского спама в мире есть несколько объяснений, рассказал Олег Просветов. В частности, открытие регистрации на домене .рф позволило злоумышленникам осваивать новые площадки и наращивать потоки нежелательной почты. Кроме того, не так давно были закрыты несколько крупных бот-сетей, которые управлялись из других стран и имели весомую долю в мировом спам-трафике. "В России же количественная доля спама сильно не увеличивалась, а увеличилась только относительная доля за счёт снижения общемирового количества спама", - заявил эксперт.
Россия больше всех страдает от распространяемого ею же спама, полагает представитель Symantec. "Русский язык – далеко не самый распространенный язык в интернете. Поэтому логично, что получателями русскоязычного спама становятся носители языка, чаще всего зарегистрированные в доменных зонах .ru и .рф.", считает специалист.
По словам Олега Просветова, схемы организации рассылки достаточно стандартны – бот-сети являются наиболее популярным способом, так как их тяжело заблокировать и предотвратить рассылку. "Россия здесь не отличается от остальных стран. А вот содержание писем меняется каждый день и зависит от фантазии злоумышленников", - отметил он.
За текущий месяц в мире общее число нежелательных сообщений в ящиках электронной почты уменьшилось до 75,9%, что на 1,9% меньше по сравнению с предыдущим месяцем. В то же время количество фишинговых атак увеличилось, правда, незначительно. Главным "поставщиком" фишинга остается США, на которые приходится половина всех нападений. В этом промысле Россия получила "бронзу" среди стран Европы.
Данные Symantec сильно расходится со статистикой "Лаборатории Касперского". "По нашим данным на первом месте по объему исходящего спама идет Индия. Россия же не входит даже в пятерку", - заявила руководитель отдела контентных аналитиков "Лаборатории Касперского" Дарья Гудкова. Россия вышла в лидеры по рассылке спама еще в 2007 году, заняв второе место, сообщила она. По мнению аналитика, причина была как в слабой защищенности и информированности пользователей, так и в специфике российского рынка: пользователи часто устанавливают пиратские версии программ, которые не получают своевременных обновлений, что делает их компьютеры уязвимыми. С тех пор позиции России в рассылке спама, напротив, снизились.
"Насчет русского языка я склонна согласиться с Symantec - его действительно много. Дело в том, что русскоязычные рассылки вовсе не обязательно должны рассылаться из России", - отметила Дарья Гудкова. По ее словам, причину такого количества русскоязычных рассылок можно объяснить следующим образом: именно в России популярна схема прямого заказа спама, когда заказчик платит пользователю непосредственно за объем рассылки, то есть спамеру не выгодно делать рассылки маленькими. В Европе и Америке более популярны "партнерские программы" - схема, при которой спамер получает доход за каждого пользователя, который пройдет по его ссылке и купит товар или "заразится зловредом", рассказала аналитик. "При такой схеме имеет смысл рассылать более маленькие, таргетированные рассылки: во-первых, они не так затратны по трафику, и, во-вторых, их сложнее отследить и заблокировать", - объяснила она.











Комментарии