Действующая на протяжении трех лет федеральная программа создания технопарков предусматривает выделение средств из федерального бюджета и бюджетов регионов. Предложения, выдвинутые Минкомсвязью, основаны на изменении формы финансирования программы и предполагают замену субсидий, которые выделяются регионам, на бюджетное инвестирование.
Для того чтобы появилась возможность привлекать средства частных инвесторов, технопарки предстоит создавать в форме открытых акционерных обществ, а не государственных автономных учреждений, как это принято сейчас в большинстве случаев. В Минкомсвязи подчеркнули, что это будут ОАО с участием государства.
Одним из "плюсов" таких изменений в принципах финансирования технопарков, как полагают в ведомстве, может стать упрощение процедур, связанных с земельными участками под технопарки. "Это позволит, помимо прочего, серьезно упростить процедуру передачи федеральных или частных земель под застройку объектов технопарков", - заметили в Минкомсвязи. Сейчас при применении субсидий как основного источника финансирования попытка использования частных инвестиций или земель при строительстве наталкивается на проблему оформления прав собственности на уже построенные объекты.
По мнению аналитика "Финам" Татьяны Земцовой, если предложения Минкомсвязи будут воплощены в жизнь, то негативный эффект от сокращения планируемого госфинансирования программы строительства технопарков до 2014 года может быть компенсирован. "Вполне возможно, что в случае если удастся привлечь достаточно большой объем инвестиций, это частично может компенсировать сокращение госрасходов и станет важным фактором поддержки таких проектов",- считает эксперт.
Бюджетное финансирование программы на 2011-2014 годы было сокращено почти в 2 раза - с 13,6 млрд рублей до 6 млрд рублей. Как отмечал ранее глава Минкомсвязи Игорь Щеголев, на участие в программе на эти годы поступило уже столько заявок, что для их реализации планируемых 6 млрд явно недостаточно. Минкомсвязи намеревалось поставить вопрос о возвращении уровня финансирования программы к объемам, которые планировались ранее.
По словам Земцовой, спрос на инфраструктуру, которую могут предоставить производителям технопраки и индустриальные кластеры различного типа, сейчас объективно формируется на весьма высоком уровне. "Такие проекты востребованы рынком. Естественно, было бы вполне логично расширить подобные программы за счет привлечения частного капитала",- отметила она. По мнению Земцовой, это могло бы создать дополнительные драйверы роста и позволило бы реализовать больше проектов, а в конечном итоге увеличить и число резидентов технопарков.
Частные инвесторы могут, получив долю в федеральных технопарках, использовать их в личных целях, опасается эксперт J'son & Partners Consulting Алексей Чукарин. Так он прокомментировал предложение Минкомсвязи разрешить частным инвесторам вкладывать средства в развитие технопарков, которые уже получают бюджетное финансирование в рамках федеральной программы.
"В целом, развитие государственно-частного партнерства, о котором сейчас принято много говорить, является позитивным трендом,- отметил эксперт. - Тем не менее, на практике такое взаимодействие зачастую вырождается в крупный льготный кредит для частного инвестора со стороны государства, который затем полностью или даже частично инвестируется уже от имени частного игрока". По его мнению, крупный капитал, способный действительно инвестировать в научные исследования, скорее, будет не дополнительно финансировать проектные изыскания, ведущиеся в технопарках, а, наоборот, за счет и так уже сокращенного государственного финансирования частично оплачивать свои исследования, ведущиеся в собственных интересах.
О таком варианте развития событий, по словам Чукарина, заставляет задуматься общемировая практика, которая показывает, что фундаментальная наука и исследования – это те направления, в которые "частник" никогда не пойдет, потому что "дорого", "непонятно", "неочевидна коммерциализируемость за сжатые сроки" и так далее. "А есть направления, в которых частный капитал с успехом подменяет государственный, например, полеты в космос на частных космических кораблях",- заметил эксперт.
Чукарин полагает, что нынешнему российскому бизнесу, работающему, в основной своей массе, максимум на годовую перспективу, может быть "просто неинтересно заниматься затратными технологическими проектами, которые могут принести коммерческую пользу лишь через 10 лет".











Комментарии