Крупнейший скидочный сервис Groupon подал документы в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission (SEC)). Согласно информации, содержащейся в этих документах, выручка компании за первое полугодие 2011 года выросла до $1,522 млрд с $131 млн. в первом полугодии 2010 года. В то же время чистый убыток в первом полугодии 2011 года составил $225 млн. против $27,4 млн в аналогичный период 2010 года.
"Убытки компании обусловлены стратегией быстрого роста и расширения, на маркетинг и на присутствие на развивающихся рынках требуется много средств", – считает эксперт ИХ "ФИНАМ" Леонид Делицын.
Аналитик "Тройки Диалог" Анна Лепетухина прогнозирует замедление темпов роста выручки компании из-за того, что рынок конкурентный, во многих странах уже много аналогичных купонных сервисов. "У Groupon большие расходы на персонал, привлечение новых компаний и рекламу, – комментирует эксперт. – Сейчас не совсем понятно, как они будут сокращать убытки. Данная бизнес-модель недолгосрочна, но есть вероятность, что Groupon придумает другие способы монетизации бизнеса".
"Исходя из структуры затрат за первые полугодия 2010 и 2011 гг. компания растет уже не за счет скупки других игроков, а за счет органического развития, – комментирует консультант J’son & Partners Consulting Ирина Тертицкая. – Рост убытков компании во втором полугодии 2011 года произошел, в первую очередь, из-за значительного увеличения штата сотрудников как в коммерческом, так и в административном департаментах, а также существенного роста расходов на маркетинг. Таким образом, убытки компании связаны с агрессивной политикой роста: условно можно рассчитать, что сейчас на каждый заработанный доллар расходы на привлечение составляют 1,36 доллара. Однако, как видно из отчетности, увеличение расходов происходит прямо пропорционально росту выручки".
Напомним, в июне Groupon подал заявку на IPO, в ходе которого планирует привлечь $750 млн.
По мнению Леонида Делицына, у Groupon будут хорошие шансы на успешное размещение, как только рынок начнёт расти. "В этом случае, Groupon может стать одной из первых ласточек следующего подъема, – считает эксперт. – Собственные финансовые показатели на размещение влияют не очень сильно, поскольку Groupon озвучивал свою стратегию на агрессивный быстрый рост и захват максимальной доли рынка, а не быстрые прибыли. Стратегия Groupon заключается в том, чтобы стать очень большой компанией, а не в том, чтобы стать маленькой прибыльной компанией, и инвесторы об этом знают. Текущая ситуация на биржах, напротив, влияет чрезвычайно сильно и негативно".
"Компания может выйти на биржу, – считает Анна Лепетухина. – Но надо отметить, что у Groupon очень много рисков, плюс ситуация на рынках в данный момент неблагоприятна для проведения IPO. Однако этого размещения давно ждали. Вопрос только в цене акций, с которой Groupon хочет выйти на биржу, успешность размещения будет зависеть от неё".
Ирина Тертицкая уверена, что у компании есть все шансы на успешное первичное размещение, несмотря на отрицательные финансовые показатели предыдущих годов и замедление темпов роста выручки во втором квартале. "Сервис компании и бизнес-модель являются новыми для рынка и стандартные показатели анализа деятельности компании на основании отчетности GAAP в данном случае не совсем корректно отражают действительную ситуацию, инвесторы это прекрасно понимают и руководствуются альтернативными подходами к оценке, – считает эксперт. – Текущее падение на биржах связано, в первую очередь, с временными паническими настроениями рынка из-за недавнего негативного новостного фона из США и Европы, однако не ожидается, что данная ситуация существенно повлияет на успешность первичного размещения компании. Пока нет причин ожидать, что результаты IPO Groupon будут хуже показателей, например, LinkedIn".











Комментарии