Сейчас обсуждается возможность введения свободных лицензий на интеллектуальную собственность. По поручению Дмитрия Медведева правительство готовит соответствующие поправки в законодательство. Поправки должны быть представлены президенту до конца июля. В законодательстве предполагается закрепить норму, согласно которой при некоторых условиях сервис-провайдеры (те, которые не сами размещает информацию, а предоставляет пользователям такую возможность) не будут нести ответственности за нелегальный контент.
По словам юриста ЗАО Консалтинговая группа "Экон-Профи" Игоря Пархачева, поправки исходят из американского права. По закону под названием The Digital Millennium Copyright Act, правообладатель в случае, если он нашел на каком-либо сайте свой незаконно размещенный контент, должен подтвердить, что является его правообладателем и написать официальное письмо с требованием удалить соответствующее наполнение. В этом случае сайт, если он не знал о нарушении законодательства и выполнил запрос правообладателя, может избежать ответственности.
Для реализации поручения сформирована специальная рабочая группа, в которую вошла, в частности Mail.Ru Group. В компании напоминают, что она является одной из главных инициаторов активного диалога Рунета с компаниями-правообладателями. В прошлом году совместно с другими крупнейшими компаниями Mail.Ru Group подписала "Обращение интернет-компаний об ответственности за пользовательский контент" и сейчас продолжает активно развивать это сотрудничество. "Наш проект "Одноклассники" уже предоставил пользователям возможность самостоятельно модерировать публикуемую информацию - и к этой программе присоединилось больше 3-х миллионов человек. Другой проект Mail.Ru Group - социальная сеть "Мой Мир", сотрудничая с Digital Access и Zoomby, предлагает аудитории своего видеохостинга качественный контент от правообладателей", - сообщили в компании.
Со стороны некоторых сервис-провайдеров, особенно социальных сетей, существуют достаточные злоупотребления. Ими, по сути, создаются условия для незаконного распространения музыки и видео-файлов, уверен Игорь Пархачев. При этом с них абсолютно снята какая-либо ответственность. "Получается, что привлечь их невозможно, а они за счет этого еще и получают сверхприбыль. Как один из вариантов решения, можно последовать по американскому пути, однако он вряд ли будет сильно применим в России, поскольку, с точки зрения российского законодательства, какие-либо уведомления по Интернету возможны только с применением цифровой подписи, которой сейчас практически ни у кого нет. Это значит, что правообладатель должен будет писать почтой провайдеру", - рассуждает юрист. Еще труднее привлечь к ответственности торрент-трекеры. "В реальности ресурсы ориентированы на Рунет, однако они могут быть зарегистрированы либо в зарубежных зонах, либо на несуществующее лицо или организацию, поскольку регистраторы доменных имен не утруждаются проверкой действительности данных. В такой ситуации найти реально ответственное лицо практически невозможно. А если и можно, то российские правоохранительные органы и органы исполнения судебных решений не имеют возможности воздействовать на домены, которые находятся вне зоны .ru и зарегистрированы не российскими операторами", - говорит Игорь Пархачев.
Пока же торрент-трекеры пользуются большой популярностью. Компания "Яндекс" обеспечила пользователям доступ к RuTracker.ru: сторонние разработчики, используя API Яндекс.Бара, создали и разместили кнопку для быстрого перехода в Библиотеке кнопок сервиса. При этом разработчики самостоятельно несут ответственность перед третьими лицами за свои действия и за содержание размещенных ими компонентов, что прописано в пользовательском соглашении, пояснил руководитель отдела десктопных приложений "Яндекса" Александр Быков. "При принятии решения о размещении той или иной кнопки в "Библиотеке" мы руководствуемся рядом правил. Описываемая кнопка RuTracker удовлетворяет всем этим правилам, поэтому у нас не было оснований ее отклонить", - сообщил он. Вместе с тем "Яндекс" считает себя вправе определять политику размещения контента на собственных сервисах, заявили в компании. "При поступлении жалобы на очевидно незаконный контент, размещенный на наших ресурсах, Яндекс сразу же блокирует к нему доступ. При жалобах на контент, незаконность которого не очевидна, мы временно блокируем его и предлагаем владельцу два варианта действия: либо согласиться с жалобой и убрать спорный контент, либо предоставить свои контактные данные для предъявления жалобщику. Если пользователь не делает ни того, ни другого, контент удаляется", - заявила руководитель группы по работе с российскими медиа "Яндекса" Татьяна Комарова.
Эксперты сходятся во мнении, что однозначно действенного способа борьбы с нелегальным контентом нет. Одними "глушилками" положительного эффекта не добьешься. По словам Игоря Пархачева, начинать надо с законодательного установления правил регистрации доменов. Пока же эти полномочия отданы коммерческим структурам, которым тяжело следить за каждым доменным именем. Тем не менее, некоторые обязательства им необходимо установить. "В настоящее время разработка всех правил, связанных с регистрацией и поддержкой доменов, осуществляется Координационным центром национального домена сети Интернет, а также отдельными регистраторами при заключении договоров с конечными пользователями. При этом, ни регистраторы, ни координационный центр не проявляют особой заботы о судьбе выделенных ими доменов. Часто оказывается, что домен зарегистрирован на организацию, которая уже ликвидирована, а то и вообще на несуществующего человека. Государство не устанавливает для них какие-либо правила, зато устанавливает жесткую ответственность администраторов сайтов с незаконным контентом, к которой могут привлечены лица, в действительности не совершавшие правонарушения", - считает юрист.











Комментарии