appstoreappstore

справочник

Бородинов Леонид Генеральный директор ФГУП НИИ "Восход"

и ещё:

ГлавнаяСтатьиРитейл

Лидеры рынка готовятся к контратаке

Эксперты предсказывают волну M&A-сделок на рынке мобильного ритейла

Сергей Астахов, ТАСС-Телеком. 04 июля 2011


По данным рейтинга INFOLine Retailer Russia TOP-100, доля пяти крупнейших розничных сетей на рынке мобильных устройств России – "Евросеть", "Связной", МТС, "Билайн" и "Мегафон" – сократилась на 5% по итогам 2010 года. По прогнозам аналитиков INFOLine, в текущем году рынок мобильного ритейла захлестнет новая волна консолидации на базе крупнейших сетей. Некоторое снижение доли "пятерки" обусловлено, прежде всего, ростом локальных игроков, которые, в свою очередь, развивались на фоне восстановления рынка мобильных устройств. "Такой процесс — появления локальных игроков, которые несколько "съедают" доли лидеров, и последующей консолидации — цикличен, и характерен для рынка. Мы полагаем, что небольшое снижение доли ведущих сетей говорит не о том, что эта доля будет в дальнейшем уменьшаться, а является сигналом о начале периода дальнейшей консолидации, поглощения ряда локальных игроков, и дальнейшего роста доли лидеров", - считает аналитик ИХ "Финам" Татьяна Земцова.

Прироста выручки сети достигли за счет своего экстенсивного развития, то есть открывая новые магазины, благодаря чему, несмотря на кризис, добились хороших показателей. Федеральным сетям сложно расти экстенсивным путем, их рост обусловлен другими факторами, считают аналитики. Локальным сетям на местах, где не представлены крупные игроки, легче развиваться и показывать рост на фоне восстановления рынка. "Основной фактор — рост рынка мобильных устройств, который тесно связан с ростом аудитории мобильного интернет-доступа, развитием рынка мобильного интернета. Так, объем рынка мобильных телефонов вырос на 20-25% в 2010 году по отношению к 2009 году, снизилась, в среднем, на 10-15% средняя рыночная стоимость телефонов, качественный и количественный рост отмечен в ассортименте техники. Восстановление рынка и рост аудитории стимулировали динамику развития, прежде всего, локальных сетей, которым, за счет довольно низкого порога вхождения в бизнес там, где не представлены крупные ритейлеры, удавалось наращивать обороты", - говорит Татьяна Земцова.

В текущем году между  "Евросетью" и "Связным" началось активное соперничество за торговые площади, из-за которого к концу I квартала 2011 года арендные ставки на коммерческую недвижимость для ритейлеров выросли примерно на 15-20%. Такие условия значительно снизили возможность развития для более мелких игроков. "Характерная для этого сегмента высокая конкуренция обуславливает такие факторы, как рост аренды и необходимость существенных инвестиций в постоянное развитие, как следствие, сети могут испытывать высокую долговую нагрузку, что в сегодняшних условиях серьезно тормозит развитие", - объясняет Татьяна Земцова.

Возможности экстенсивного роста не исчерпаны — движение по такому пути возможно, прежде всего, в регионах, где рост объема рынка мобильных устройств создает хорошие условия для развития, считает эксперт. "Другое дело, что интенсивный путь развития в условиях неослабевающей конкуренции, особенно, если речь идет о крупных городах, дает преимущество в конкурентной борьбе. Удержание позиций будет возможно, скорее, за счет агрессивной политики, направленной на поглощение и слияние, нежели за счет открытия новых магазинов", - считает Татьяна Земцова. Срок их окупаемости растет, и существенно увеличить оборот такая политика не дает. 

Аналитики INFOLine считают, что борьба между крупными игрокам сейчас ведется в основном за лучшие места в крупных городах и за выход на рынки небольших городов, где аренда дешевле, конкуренция ниже и есть большой потенциал для развития финансовых услуг, которые приносят крупнейшим игрокам рынка большую часть доходов. Так, оборот "Связного" по итогам 2010 года равен 145,7 млрд. рублей, из которых 60%, то есть 43,4 млрд рублей, составили финансовые платежи. Выручка компании в 2010 году увеличилась до 55,42 млрд. рублей, ее основного конкурента "Евросети" – до 61,91 млрд. рублей, в то время как продажи МТС выросли до 26,4 млрд. рублей, "Мегафона" – до 10,6 млрд. рублей, "Билайна" – до 6,2 млрд. рублей. "Лидером остается "Евросеть", которая ориентирована не только на продажи техники и аксессуаров, но и на оказание услуг, на рост выручки также оказывает влияние оплата через сеть коммунальных услуг, погашение кредитов,  переводы, платежи за сервисы. Таким образом, диверсификация бизнеса позволяет наращивать сетям выручку", - полагает Татьяна Земцова. Несмотря на то, что собственные магазины требуют от сотовых операторов существенных вложений, в скором времени они составят конкуренцию ведущим ритейлерам – "Связному" и "Евросети". Для монобрендовых салонов станет особенно актуальным вопрос оптимизации затрат, а также обеспечения роста продаж на единицу торговой площади. Ведущие ритейлеры, судя по их деятельности в 2010 г., не собираются сдавать позиций и дальше повышать свои доходы, развивая направление финансовых платежей и расширяя спектр оказываемых услуг.

В INFOLine подсчитали, что объем продаж сетей мобильных устройств в 2010 году вырос на 14,2%, составив 153 млрд. рублей, и продолжает расти. Выручка у ритейлеров увеличилась за счет роста физических продаж, в основном смартфонов, а также нетбуков и ноутбуков. "Снижение стоимости, прежде всего смартфонов, вызывает и рост объемов. Кроме того, налицо обращение ритейлеров к наращиванию выручки за счет не только продаж тех же телефонов, хотя это и остается основным генератором выручки, но за счет сопутствующих услуг — сервиса, страхования, отмечается рост объема платежей за различные услуги, расширение списка партнеров сетей. Рынок циклически возвращается к периоду консолидации, и стоит ожидать внимания крупных игроков к приобретению новых активов", - заключает Татьяна Земцова.



Комментарии

↑ наверх